Светское религиозному не помеха, или Зачем исламскому университету нужна реформа

Планы создания нового Российского исламского института и сохранения лишь светского направления образовательной деятельности Российского исламского университета (РИУ) вызвали большой резонанс в кругах мусульманского духовенства республики.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Планы создания нового Российского исламского института и сохранения лишь светского направления образовательной деятельности Российского исламского университета (РИУ) вызвали большой резонанс в кругах мусульманского духовенства республики. Напомним: в прошлом году Федеральная служба по надзору в сфере образования отказалась продлить вузу лицензию, так как религиозные учебные программы РИУ, где готовили мусульманских богословов, не соответствовали Закону о свободе совести и религиозных организациях, поскольку по уставу университет числился светским. В итоге было принято решение продолжить лицензирование РИУ как светского образовательного учреждения, создав наряду с ним Российский исламский институт, что вызвало определенное недовольство со стороны одного из учредителей университета – Духовного управления мусульман РТ. Еще одним учредителем РИУ является Совет муфтиев России. На днях с его председателем, муфтием Равилем Гайнутдином, встретились ректор РИУ Ильдус Загидуллин и исполняющий обязанности проректора РИУ по учебной и научной работе, декан шариатского факультета Мухаммед Муратов (на снимке). Вернувшись из Москвы, М.Муратов ответил на вопросы корреспондента “РТ”.


– Как прошла ваша встреча с главным муфтием России?


– Мы разъяснили ему нашу позицию и встретили его полное понимание. Конечно, будет работать согласительная комиссия с участием представителей Духовного управления мусульман РТ, и, я думаю, мы придем к соглашению.


– Тогда хотелось бы получить, что называется, из первых рук информацию: в чем же будет заключаться реформа исламского образования в Татарстане?


– Когда возник вопрос о продлении лицензии, и нам в этом отказали, было два варианта. Первый заключался в том, чтобы полностью перейти на светскую систему, но это означало, что невозможно вести образование по религиозным направлениям. А перейти на религиозные стандарты означало, что надо отказаться от светского статуса. Мы нашли решение, которое позволяет сохранить оба направления.


Выход заключается в том, чтобы разделить светское и религиозное направления, но при этом не противопоставлять их, а создать единую систему, организовав при РИУ религиозный институт (Российский исламский институт. – Авт.), образовательная программа которого была бы нацелена на изучение как религиозных, так и светских предметов примерно в равном соотношении. Программа института будет рассчитана на то, что студент, поступив в РИИ, получит возможность на добровольной основе обучаться в университете. Поскольку светские предметы в институте будут совпадать в какой-то степени с университетскими и будет существовать договор между двумя вузами, студенты смогут в короткие сроки окончить светский университет, получить второй диплом и иметь две специальности. В рамках же светского университета, в блоке факультативов регионального компонента, будут введены предметы, призванные повысить религиозную культуру студентов. То есть студенты религиозного института будут образовываться в светском направлении, а студенты, которые придут учиться в университет, будут постигать основы исламской культуры. Такой вот взаимный процесс.


– Но почему все-таки не стали реформировать РИУ в религиозное учебное заведение?


– У нас ведь религия отделена от государства, и выпускникам с нашим дипломом бывает трудно устраиваться в жизни. Это проблема не только мусульман, но и представителей других конфессий. Студенты РИУ, особенно старшекурсники, как правило, параллельно учились на вечернем или заочном отделениях светских учебных заведений, потому что понимали: реалии жизни заставляют получать еще и светский диплом. Найденный нами вариант позволит студентам решать свои жизненные проблемы. Они смогут работать как в религиозной сфере, так и в светской. Почему это актуально в данный момент? Например, в российских школах планируется ввести предмет “Основы религиозной культуры”. Есть большая потребность в специалистах, а кто лучше выпускников духовных заведений знает этот предмет? Но с дипломом религиозного вуза их в школу работать не возьмут.


Еще один момент. Россия сегодня развивает отношения с исламским миром, она на правах наблюдателя вошла в Организацию Исламская конференция, и сейчас контакты – как экономические, так и другие – будут нарастать. Поэтому возникнет потребность в специалистах, не просто знающих арабский язык, но разбирающихся при этом в вопросах права и экономики арабских стран. Причем потребуются специалисты всесторонне развитые. Таких мы и собираемся готовить. Планируется, что в университете будут два отделения: арабско-турецкое и теология в рамках госстандарта. А в исламском институте будут действовать шариатский факультет (здесь изучаются вопросы мусульманского права) и коранистика. В дальнейшем планируется открыть и другие факультеты.


Наша концепция базируется на многоступенчатой системе образования. Предполагается создать общий образовательный центр, который включал бы в себя медресе (начальная стадия обучения), средние учебные заведения (колледжи) и высшие – институт и университет, с тем чтобы была последовательная связь при подготовке специалистов. То есть, поступая учиться на начальном этапе, человек может пройти все стадии и стать специалистом высокого уровня.


И вообще, необходимость нововведения была вызвана тем, что нужно было придать вузу характер не просто образовательного центра, который давал бы знания религиозных предметов, а сделать его научно-методическим центром, который являлся бы головным, базовым для России. Планируется организовать, например, центры переподготовки будущих имамов, обучающихся в различных медресе, приглашать выпускников медресе и колледжей на специальные программы, пройдя которые они смогут получить специальный диплом. Также идет речь о том, чтобы создать Центр религиозного образования, который будет вести профориентационную работу по привлечению молодежи в религиозные учебные заведения через свои представительства в регионах, заниматься просветительской работой среди различных социальных и возрастных групп ислама, проводить научно-практические конференции, презентации и другие культурные мероприятия, разрабатывать свой сайт в Интернете…


– Насколько я знаю, некоторые представители мусульманского духовенства высказывали опасения, что преобразование РИУ в светский вуз сведет на нет саму идею исламского университета, так как по закону здесь смогут учиться все желающие независимо от вероисповедания…


– Наш университет будет светским, но он не станет государственным, и этот момент очень важен. Правила внутреннего распорядка позволяют нам ставить свои условия при поступлении, вводить определенные ограничения, как это принято во всех учреждениях подобного типа. Приниматься будут только лица, исповедующие исламское вероучение.


– Как новая концепция Российского исламского института сочетается с современными мировыми тенденциями исламского образования?


– Мы провели большую работу, изучая систему мусульманского образования за границей. Тот этап, который мы сейчас переживаем, во многих странах давно уже пройден. В восточных странах отличие от России заключается в том, что если у нас религия полностью отделена от государства, то у них она не отделена в вопросах, касающихся семейного и гражданского права. Это позволяет решить проблемы сочетания религиозного и светского образования. В светских вузах открыты религиозные факультеты, которые дают по разным профилям соответствующее образование. И диплом является светским, хотя специальность – религиозная. Выпускники с таким дипломом могут работать в школах, преподавать основы религии – это там официальный предмет. Они могут работать в государственных организациях, которые имеют отношение, например, к религиозному имуществу.


Бывало и так, что на базе религиозного вуза открывались светские факультеты. Таким образом вуз укрупнялся, развивался. Яркий пример тому – Исламский университет в Малайзии, где есть и светские специальности, и исламские. И если раньше он был негосударственным, то сейчас ему дали статус государственного вуза.


Но, говоря о зарубежном опыте, надо помнить, что во многих странах Востока – свое видение ислама, и, как правило, оно имеет свою специфику. А у нас есть свои славные традиции мусульманского образования, которые надо вспомнить и развивать.


– Что это за традиции?


– В РИУ большое внимание уделяется трудам татарских исламских богословов, тех, кто заложил основы джадидизма. Суть его в том, что мусульманское сообщество, окруженное немусульманским большинством, может сосуществовать с ним, развиваясь само и при этом решая проблемы общего характера на уровне всего общества, действуя на благо созидания страны. Учеными-джадидами ислам позиционировался как религия миролюбивая и толерантная. Джадидизм формировался в конце XIX – начале XX века. Это было сложное время революций, потрясений, мировых войн. Но это религиозное течение не дало ни одного террориста или проповедника религиозного экстремизма. Значит, система себя оправдала. И если сегодня Татарстан является толерантной республикой, то это во многом благодаря джадидистским традициям. Во времена атеизма, когда в обществе существовал духовный вакуум, многие люди уезжали учиться за границу, и, образовываясь там, а потом приезжая сюда, не зная традиций наших мусульман, пытались организовать свое направление и его развивать. И в сложные девяностые годы в стране начали появляться последователи ваххабизма. Но у нас в республике традиции, заложенные в прошлом, сформировали у народа своеобразный инстинкт самосохранения, и ваххабитское направление здесь не прошло.


– А как принципы джадидизма проявляются в образовании?


– Здесь как раз большое значение придается именно развитию личности. То есть предполагается, что люди, которые хотят работать в исламской сфере, будут всесторонне развитыми, получат как светское, так и религиозное образование. Причем они не ограничатся получением образования общего характера, а будут развиваться, получать ученые степени, продвигать религиозную науку.


– Когда новая концепция Российского исламского института начнет претворяться в жизнь?


– Мы надеемся, что все вопросы с лицензированием будут успешно решены, и уже в новом учебном году начнем работать по двум направлениям: будет и институт, и университет.


– Какова будет судьба преподавателей и студентов, которые ушли в знак протеста против реформирования РИУ?


– Я думаю, они вернутся, потому что это был чисто эмоциональный всплеск на фоне полного отсутствия информации. Пошли слухи, недомолвки, была определенная недоговоренность… Вообще, изначально конфликт, как мне кажется, произошел из-за непонимания, недоверия и отсутствия информации. Сейчас ситуация исправляется.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще