Заслуженному учителю Татарстана Флюну Гусамутдинову в этом году исполнится семьдесят. Но по-прежнему каждый день он идет на любимую работу, в школу, в свой директорский кабинет.
…Полчетвертого утра. Солнце только-только здоровается с землей, а Флюн Гусамутдинович уже на ногах. За долгие годы его организм настолько привык к раннему подъему, что давно забыл про будильник. Надо проанализировать недавние уроки, разобраться в ворохе проблем и забот, принять верные решения… Сколько таких дней, до отказа заполненных школьной жизнью, прошло у него за 45 лет!
А началось все в небольшой деревне Иске Сафар Актанышского района, где он родился. Крестьянская семья, неприхотливый быт… Но деревенского мальчика отличало здоровое честолюбие.
– Учитель у нас считался первым человеком, самым авторитетным, – вспоминает Гусамутдинов. – И мне захотелось стать таким же.
Поэтому вместе с двумя парнишками из своей деревни поехал поступать в Мензелинское педучилище. До них из деревни не уходил никто. Соседи по-разному оценили намерение Флюна – кто недоверчиво, кто с насмешкой, но родители сына поддержали.
Не сказать, что в училище Флюну было легко, но парень справился. И настолько успешно, что после окончания училища поступил на исторический факультет Казанского педагогического института.
– После института по распределению я попал в Сибирь, в Кемерово. И, конечно, сразу направился в областной отдел образования. А там – очередь, и никто, как я понял, не хочет ехать в деревню.
Флюн же на предложение инспектора о назначении в село по-деловому ответил: “Поеду куда угодно. Я ведь на работу приехал”. Этот ответ настолько удивил и обрадовал инспектора, что он сразу повел новенького к руководству: “Вот вам директор!” И двадцатичетырехлетнего педагога тут же назначили директором школы в деревне Серебряково Кемеровской области.
Сельчане, особенно молодые родители, настороженно встретили прибывшего: “Мальчишка! Чему он может наших пострелят научить?” Но новый директор быстро покорил их своей серьезностью, рассудительностью, а еще – любовью к земле. Нашел он, хоть и не сразу, общий язык и с “пострелятами”.
Та школа стала его педагогическим фундаментом. Именно здесь проявилась его кипучая энергия. Кем он только не выдвигался! И секретарем партийной организации, и делегатом областной сельскохозяйственной организации. Был заместителем председателя сельского совета. А вернувшись по семейным обстоятельствам в Татарию, Гусамутдинов взялся за изучение передового опыта. В школах тогда внедрялась новая методика известного педагога Занкова, и Флюну Гусамутдиновичу поручили ее опробовать в Раифской школе, где он в то время работал. Осваивать новую систему сюда ехали учителя со всех концов Татарии. А директор в 1969 году был удостоен звания “Отличник просвещения РСФСР”.
Позже Гусамутдинов был назначен директором в школу села Ленино-Кокушкино.
– Когда я прибыл на место, – вспоминает он, – был поражен царившей там запущенностью. Не было ни одного выпускника с высшим образованием. А меж тем приближалось столетие со дня знаменитой студенческой сходки, и в музей вождя мирового пролетариата, а заодно и в местную школу, ездили экскурсия за экскурсией, в том числе и иностранные.
Новый директор предъявил преподавателям жесткие профессиональные требования. В результате некоторые ушли в другие школы, а Гусамутдинов набрал новые кадры. Через несколько лет школьники Ленина-Кокушкина начали поступать в вузы, а сама школа стала базовой для Казанского пединститута и курсов повышения квалификации учителей республики. Любопытно, что из выпускников пединститута, “аборигенов” села, вышло впоследствии девять школьных директоров!
Как-то в Актаныше, на его родине, проводился республиканский семинар. И один местный журналист, которому Флюн Гусамутдинович рассказал историю своей жизни, опубликовал статью под названием “Наш Макаренко”. Действительно, истинным Макаренко он проявил себя в Пестречинской спецшколе, неофициальной колонии для малолетних правонарушителей. В школе за полтора года сменилось трое директоров, и тогда решено было направить туда Гусамутдинова. Естественно, тот был против: в Ленино-Кокушкино к тому времени сложился прекрасный коллектив, построены новый школьный корпус со стадионом, котельная и даже теплица. В строительство вложено так много сил и нервов, и вдруг – уходить? Но министерство образования твердо стояло на своем. И он был вынужден подчиниться.
На первой линейке в новой школе директор внимательно осмотрел ребят. Хмурые лица, многие “украшены” синяками. Первая мысль была: детей бьют! И он сразу же заявил во всеуслышание: “Нарушители трудовой дисциплины будут уволены!” Это произвело некоторое впечатление.
Но ученики, тем не менее, были неуправляемы, в каждом классе был свой главарь, воспитатели авторитета не имели. Надо было, прежде всего, определить зачинщиков, негласных лидеров. Когда ребята выходили гулять, Гусамутдинов поднимался на четвертый этаж, внимательно смотрел на всех через сильный бинокль и анализировал ситуацию. Недели через полторы, вычислив вожаков, директор стал приглашать их по одному к себе в кабинет для “задушевного разговора”.
– Давай будем откровенны друг с другом. Расскажи-ка, за что ты сюда попал?
Мальчишки чаще всего врали, придумывали жалостливые истории. Но директор, познакомившийся с их личными делами, поправлял: “Вот как на самом деле было!” Это нередко сбивало с его собеседников спесь.
Здесь он получил, пожалуй, самую большую учительскую практику. Работа его длилась с шести утра до полуночи. Он обязал всех педагогов систематически в течение всего дня заполнять рапортички – сведения, кто как себя вел. Их зачитывали перед общим строем, а потом виновников вызывали “на ковер”. И наказывали.
За девять лет своей работы в спецшколе Гусамутдинов уволил более трехсот учителей и воспитателей. Но в результате замечания прокуратуры, сотрудники которой ежемесячно приходили в школу с проверкой, сошли на нет. Конечно, давалось все это “большой кровью”, у него завелось множество недругов. Но нашлись и соратники, которые помогли, поддержали. В общем, ожидания, которые связывали с ним министерские чиновники, директор оправдал.
И сегодня Гусамутдинов, несмотря на возраст, снова на ответственном директорском посту: возглавляет основную школу в селе Шихазда Пестречинского района. Просторное двух-этажное здание девятилетки тоже построено благодаря его энергии. Вот уже сорок пять лет трудится наш герой на ниве разумного, доброго, вечного. Вот уж поистине – Учитель с большой буквы!