Это выражение – “социальный лифт” – я впервые услышала от директора НИИ педагогики и психологии профессионального образования Г.Мухаметзяновой. Она же ответила и на вопрос, вынесенный в заголовок статьи. Но сначала о моей собеседнице – человеке заслуженном и неординарном. Она академик Российской академии образования, автор 350 научных работ. Под ее научным руководством защищено 25 докторских и 50 кандидатских диссертаций. Г.Мухаметзянова признана гранд-доктором и полным профессором за заслуги в развитии Болонского процесса (2004 г.) Американский биографический центр штата Северная Каролина признал ее “Женщиной года-2004”, в том же году международный биографический центр Кембриджа наградил ее орденом “За заслуги” за достижения в сфере науки и образования. Имеет она и высокую отечественную награду – орден Дружбы народов.
Итак, что же такое “социальный лифт”? Так Гузель Валеевна называет систему начального и среднего профессионального образования, изучением которой институт занимается вот уже 30 лет. Сама же Мухаметзянова, возглавив институт в кризисные девяностые, настолько вникла в проблему, что уже через два года в Москве вышла ее книга “Стратегия реформирования среднего профессионального образования”, впоследствии удостоенная Государственной премии России. Лауреатами премии стали и еще девять ученых НИИ педагогики и психологии, многие из которых начинали здесь свою научную деятельность еще в ту пору, когда институт назывался Институтом профпедагогики.
– Изучив отечественный и зарубежный опыт, я и мои коллеги пришли к твердому убеждению, что среднее специальное образование – самое предпочтительное звено для семей с небольшим достатком, – говорит Гузель Валеевна. – Это действительно своеобразный “социальный лифт”, который рано и очень быстро позволяет достичь желаемого – зарабатывать деньги, приобретя профессию. К тому же очень многие сферы человеческой деятельности совсем не требуют высшего образования. Речной флот, к примеру, торговля, кулинарное творчество… Еще один важный штрих – этот уровень образования в отличие от высшего очень мобилен, моментально реагирует на новые сферы деятельности и позволяет ученикам быстро адаптироваться на рынке труда, так как там практическая подготовка превалирует над теоретической.
– О плюсах этой системы и необходимости ее совершенствования особенно громко заговорили сейчас, когда рыночные отношения набрали обороты, экономика стабилизировалась, реанимированные предприятия, я прежде всего имею в виду “оборонку” и сложные производства, получили долгожданные заказы, и вдруг оказалось, что выполнять их некому. Квалифицированные кадры растеряны, практика наставничества приказала долго жить, профессиональные училища позакрывались. Удастся ли возродить “лифтовое” хозяйство?
– К сожалению, прочные связи производства с профобразованием нарушены и сейчас возрождаются с большим трудом. Здесь немало проблем, и решением многих из них непосредственно занимается наш институт. Назову хотя бы то, что лежит на поверхности.
Вот сейчас много говорят, что потребности рынка труда у нас не сбалансированы с возможностями профобразования. Те и другие существуют сами по себе. Очевидно, что Минтруд, предприятия и крупные фирмы должны каким-то образом договариваться о том, сколько специалистов нужно выпустить для той или иной сферы. В этом случае учреждения профобразования не будут работать вхолостую. Казалось бы, ничего сложного в этом нет. Но вся загвоздка в том, что производство-то не может сказать, какие специалисты ему нужны хотя бы в ближайшей перспективе. И это понятно при нынешних темпах развития и частой смене конъюнктуры рынка, появлении новых товаров и услуг, частой смене потребительского спроса. Вот и получается, что даже те прогнозы, которые делаются в приоритетном развитии тех или иных профессий, оказываются краткосрочными и несостоятельными.
Другая серьезная проблема. Сейчас идет интенсивное переоснащение производств. Предприятия приобретают современное и дорогостоящее оборудование. И в этой ситуации можно понять работодателя, который просто-напросто не подпустит к зарубежным новинкам начинающих рабочих. Их удел – нарабатывать опыт на устаревшей технике. А за этим – низкие заработки и в конечном итоге потеря интереса к избранной профессии.
– Выход?
– Поднять на более высокий уровень систему обучения в средних профессиональных заведениях. Но справиться с этой задачей не так-то просто. Нужны соответствующая материальная база, грамотные педагогические кадры и современные учебники.
С учебниками просто беда. Кто только не занимается их написанием, не понимая, что создать учебник – целая наука! Никакой критики не выдерживают учебники по гуманитарным дисциплинам, где нередко встречаются субъективные оценки тех или иных явлений и событий. Что касается технического профиля, практической подготовки, то будущие специалисты вынуждены черпать знания из учебников тридцатилетней давности за неимением других.
И, конечно же, остра проблема старения педагогических кадров. Многим из преподавателей перевалило за 60 лет. Между тем за рубежом оптимальный возраст педагога 40-45 лет. И это понятно, ведь пожилой человек часто уже психологически не может оказывать воздействия на обучаемых, чутко реагировать на новации в учебном процессе. Но молодые не идут в преподаватели из-за нищенской зарплаты.
– Гузель Валеевна, есть еще одно явление, которое, на мой взгляд, может породить новые проблемы. Сегодня многие техникумы, колледжи функционируют в тесной связке с вузами и даже порой входят в их структуру. Не исказит ли это саму природу среднего профобразования?
– Боясь именно этого, мы поначалу сопротивлялись подобным новациям. Но очень скоро жизнь доказала, что будущее за такой интеграцией. Вот вам характерный пример, доказывающий в том числе и практическую эффективность работы нашего НИИ.
Несколько лет назад к нам обратились за помощью директор завода по производству гжельского фарфора и майолики Виктор Михайлович Логинов и директор профтехучилища, расположенного на территории знаменитого села Гжель, Алла Александровна Андреева. В тот период многие народные промыслы дышали на ладан, и Гжель не была исключением. На заводе работали жители 5-6 деревень, расположенных вокруг районного центра. Когда спрос на уникальную роспись упал, народ потянулся за заработком в Москву, благо она в часе езды на электричке. Что делать, как спасти уникальное российское достояние? Как сделать Гжель притягательным центром профессионального и социального становления молодежи? Изучив вопрос всесторонне, мы попытались найти ответ на него.
Ставку сделали на укрепление и расширение профессионального образования, на его связь с производством. Училище в Гжели и раньше готовило для завода кадры, но не было структурно связано с ним. Теперь же директор проявляет кровную заинтересованность в развитии профессионального заведения. К Гжельскому художественно-промышленному колледжу “пристегнуты” местные школы, детские сады. Так родился определенный социум с семейными и профессиональными традициями, в основе которых – интерес к народному промыслу.
– Найдутся ли подобные примеры в нашей татарстанской действительности?
-Ну, пока не столь яркие. Но то, что многие работодатели сейчас пытаются возродить былую связь производства с профессиональными училищами и техникумами, укрепляют их материальную базу, – это факт. Наибольшую заинтересованность в этом проявляют директора таких крупных предприятий, как “Радиоприбор” и “Казаньоргсинтез”.
Мне бы, конечно, хотелось поглубже поразмышлять об интеграции, в том числе и об интеграции образования и науки. Но это, видимо, тема отдельного разговора. Скажу только, что в кризисные девяностые годы именно она, интеграция, помогла нам выжить. Тогда на базе нашего НИИ мы создали образовательный институт – социально-юридический. Сейчас он называется Академией социального образования. Получилось так, что, сделав этот шаг, мы невольно предвосхитили время. Сегодня у нас есть последователи.
– Это, наверно, особенно приятно сознавать в дни празднования тридцатилетия института…
– Да. Наше рождение зафиксировано в марте 1976 года. Тогда, в семидесятые, ведущим отраслям отечественного производства – машиностроению и нефтехимии – понадобились более квалифицированные рабочие. Готовить их были призваны трехгодичные СПТУ. Для решения целой серии непростых задач, возникающих на этом пути, и потребовался труд ученых. Эти обстоятельства и обусловили открытие в Казани нового научно-исследовательского института профессионально-технической педагогики Академии педагогических наук СССР. Директором института был назначен бывший в те годы министром образования ТАССР известный ученый Мирза Исмагилович Махмутов. Мы дорожим традициями, заложенными нашими предшественниками, и стремимся осваивать современные новации.