Он между нами жил…

Сегодня сотни членов журналистского сообщества республики могли бы поздравить с 70-летием первого декана факультета журналистики КГУ Флорида Имамахметовича Агзамова.

information_items_1347368488

Сегодня сотни членов журналистского сообщества республики могли бы поздравить с 70-летием первого декана факультета журналистики КГУ Флорида Имамахметовича Агзамова. И у каждого нашлись бы для университетского наставника свои слова, идущие от сердца, ведь этот человек, безвременно ушедший от нас в конце минувшего года, оставил о себе добрую память.


С Агзамовым судьба впервые свела нас в Москве. Посланцы кафедры журналистики КГУ Розалина Мардановна Нуруллина, Джавид Галимович Акчурин и я проходили стажировку в МГУ, а Флорид Имамахметович заканчивал учебу в Академии общественных наук и вроде бы уже защитился. За молочными посиделками в Доме аспирантов и студентов и зашел как-то разговор “за жизнь”. Наш собеседник оказался человеком демократичным в общении, умным, рассудительным. По всему чувствовалось – этот журналист любит и газету, и собратьев по профессии.


И когда по возвращении узнали, что именно он станет руководителем нашего небольшого коллектива, мы, еще не до конца пережившие чрезвычайно болезненную кафедральную коллизию, успокоились.


Вероятно, ему поначалу было непросто с нами – людьми разных характеров и пристрастий, разных по подготовке и квалификации. А тут еще такое разнообразие учебных дисциплин: филологических, исторических, общественных, специальных. Но ко всем сотрудникам он относился бережно: при составлении нагрузок беседовал с глазу на глаз с каждым, выслушивал пожелания, учитывал интересы – научные и профессиональные. Советовался. Эту деликатность, уважение к любому коллеге он сохранял всегда. Привнесенная им атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, считаю, во многом способствовала раскрытию потенциала кафедры.


У Агзамова, конечно, уже был опыт руководства, ведь до прихода в университет он работал заместителем редактора газеты “Социалистик Татарстан”. Но журналистский и научный коллективы во многом отличаются: в редакциях межличностные отношения более свободные, товарищеские. Помню, Флорид Имамахметович очень смеялся (он вообще ценил юмор), когда на одном из кафедральных капустников ему “достались” пушкинские слова:


Зачем от жизни сей,
ленивой и простой,
Я кинулся туда,
где ужас роковой,
Где страсти дикие,
где буйные невежды,
И злоба, и корысть!
Куда мои надежды,
Вы завлекли меня!
Что делать было мне,
Мне, верному
газетной тишине,
На низком поприще
с презренными бойцами.


Страсти, хотя и не были “дикими”, сопровождали все этапы его руководства кафедрой. Тогда вопросы организации и содержания журналистского образования активно обсуждались на самых разных уровнях, вызывая острые споры, дискуссии. А когда было принято постановление ЦК КПСС “О мерах по улучшению подготовки и переподготовки журналистских кадров”, началась большая работа по перестройке всего учебного процесса, и ее возглавил Агзамов. Укреплялась связь с редакциями, на кафедру пришли журналисты-практики, активизировалась работа над методическими пособиями, разрабатывались новые курсы. Флорид Имамахметович заботился о том, чтобы дисциплины, необходимые для журналистской практики, – социально-экономические, филологические и другие – читались с учетом специфики профессии.


Эта работа продолжилась более интенсивно после того, как на базе отделения был образован факультет журналистики.


Острой была проблема преподавательских кадров, и она решалась через аспирантуру МГУ. Там оттачивали свою научную и профессиональную квалификацию Т.Х.Миннебаев, ставший затем заведующим кафедрой, Л.В.Поминова, ныне доктор социологических наук, И.Ю.Аминов, возглавивший в свое время подготовку телевизионных журналистов, ныне гендиректор телекомпании “Новый век”. С.К.Шайхитдинова, защитившая докторскую диссертацию по философии, руководит кафедрой…


Став первым деканом факультета журналистики КГУ, Агзамов, получается, заложил и лучшие его традиции: уважение к личности студента и преподавателя, дружеские и принципиальные отношения учителя и ученика, стремление оценить по достоинству знания и успехи, требовательность в научных исследованиях. С именем Флорида Имамахметовича связаны и межвузовские научные конференции, и ежегодные встречи с выпускниками, и многое другое. Именно при нем Казанский университет превратился в крупный центр подготовки журналистских кадров в Поволжье. И не только. За методическими пособиями и консультациями к нам приезжали коллеги с Кавказа, Урала, из Средней Азии. И нас приглашали читать лекции в Удмуртский, Чувашский, Волгоградский и другие университеты.


Мне довелось поработать с Флоридом Имамахметовичем в качестве заместителя декана по учебной работе, когда к нам присоединились социологи и психологи, и я не переставала удивляться его терпению и трудолюбию. Когда ни загляни в его кабинет на 13-м этаже, всегда у него посетители: или студенты, или коллеги, или выпускники. Кого-то утешает, кого-то отчитывает, с кем-то советуется. Человек, которого не миновала печаль жизни, он был внимателен к проблемам других, умел сострадать и поддерживать в разных ситуациях. А когда мы упрекали его в мягкости по отношению к нерадивым студентам, требуя их отчисления, он грустно говорил: “Ведь это наши дети”.


Ему часто приходилось выступать на всевозможных заседаниях, он был членом многочисленных общественных и редакционных советов. Человек своего времени, он разделял его истины и заблуждения. С ним вместе мы переживали исторические коллизии и потрясения, очередные “переоценки ценностей”. В журналистике не прекращалась полемика вокруг слов и понятий, а в педагогическом процессе смену приоритетов отражали учебные планы, и нужно было соответствовать новым требованиям, идти в ногу с жизнью. Переосмысление традиционных представлений о функциях, целях, средствах и методах журналистской деятельности до сих пор вызывает споры. Думается, для Флорида Имамахметовича этот процесс был особенно болезненным, ведь в журналистской науке его интересовали прежде всего общие категории: функции СМИ, закономерности развития, проблемы познания в журналистике, методы отражения жизни в ее связах, человеческих коллизиях, в раскрытии ее социального смысла. Об этом – его монографии. Гуманизм он считал принципом, который должен стать главным для развивающегося журналиста. Независимо от того, когда и где ему приходится трудиться.


….Жизнь педагога не прерывается с его смертью. Он живет в своих учениках, в их свершениях.


Людмила ПИВОВАРОВА.
Доцент кафедры
журналистики КГУ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще