Любовь к физкультуре как залог успешности

Учебники по.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Учебники по… физкультуре раздадут в ближайшее время школьникам республики. Кроме того, уже готова новая программа по данному предмету, которая, возможно, в лучшую сторону изменит отношение к нему у многих школьников и их родителей. В Татарстане нынешний учебный год объявлен Годом физической культуры учащихся.


Физкультуру, чего уж скрывать, в школах относить к приоритетным предметам не принято. Нелюбовь к ней со стороны как самих детей, так и их родителей в основном связана с опасениями, что неумение быстро бегать и далеко прыгать может подпортить школьный аттестат. Конечно, учителя, бывает, откровенно “натягивают” оценки потенциальным медалистам, не сумевшим уложиться в необходимые для “пятерки” нормативы. Но если ребенок пробежал стометровку на “тройку”, а то и на “двойку”, отличную отметку ему никак не поставят. Неудивительно, что многие родители всеми правдами и неправдами стараются обеспечить своему чаду освобождение от урока. А в последнее время в обществе активно ведутся разговоры о том, что по физкультуре вообще не надо выставлять оценок, а только “зачтено” или “не зачтено”.


Между тем, слушая непрекращающиеся сетования на то, как пагубно влияет сегодняшняя школа на детское здоровье, понимаешь: не освобождать детишек надо от физкультуры, а, наоборот, в массовом порядке отправлять их в спортзалы. Ведь отношение к физической культуре – это показатель отношения человека к собственному здоровью. Сегодня во всем мире популярно понятие “здоровый образ жизни”. И в России люди, которых принято называть успешными, нынче не мыслят себя без занятий спортом. Прививать же интерес и любовь к этим занятиям лучше в юном возрасте. Именно поэтому в республиканском Министерстве образования и науки озаботились проблемой преподавания этой “падчерицы” учебного процесса и объявили нынешний учебный год Годом физической культуры учащихся.


Первым шагом на пути к обновлению в этой сфере стала разработка новой учебной программы. Над ней трудилась целая группа специалистов под руководством декана факультета физической культуры Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (ТГГПУ) Рината Абзалова. Суть программы в том, что теперь школьники не будут сдавать пресловутые нормативы, единые для всех. Физкультурная готовность каждого школьника будет оцениваться, исходя из его индивидуальных возможностей, и баллы в журнале будут зависеть от того, насколько он стал лучше в сравнении с собой вчерашним. Условно говоря, пробежали дети в сентябре стометровку, и этот результат становится для ученика нулевым ориентиром. От того, насколько и в какую сторону он изменится к концу четверти, и зависит оценка. Такой подход, считают разработчики, позволит избавить детей от лишних комплексов и вернуть им любовь к предмету – ведь теперь заведомых “слабаков” не будут сравнивать с физически более развитыми сверстниками, а шанс получить “пятерку” будет у каждого, кто регулярно посещает уроки.


Новая программа уже отпечатана и скоро поступит во все школы республики. Правда, работать по ней, видимо, начнут только в следующем учебном году. Помимо программы разработан и региональный учебник по физической культуре. Как пояснила ведущий специалист отдела программно-целевого управления среднего образования Минобрнауки РТ Альфия Урманчеева, цель этой книги, которую в ближайшее время должен получить каждый школьник, – приобщить детей к сознательному отношению к физической культуре.


– Ребенок должен не вслепую поднимать руки-ноги, а понять, зачем он выполняет каждое упражнение, – говорит А.Урманчеева. – Осознать, что это полезно, это укрепит тело, сделает его красивым и здоровым. А здоровье и красота – важные составляющие для любого успешного человека. Школьнику, таким образом, будет прививаться мысль, что занятия физкультурой – это один из способов сделать себя счастливым и успешным.


Помимо учебника каждый ребенок получит еще и паспорт своего физического развития и здоровья, где из года в год будут фиксироваться все его показатели. Но как быть, если состояние здоровья не позволяет ему полноценно заниматься физкультурой? В министерстве говорят, что полностью освободить от занятий можно только детей-инвалидов, тех, кто обучается на дому, перенес в недавнем прошлом операцию или получил серьезную травму, а также тех, кто проходит длительное лечение в санатории. Это малочисленные категории – их общая доля не превышает 1-2 процентов от числа всех школьников.


Сложнее обстоит дело с так называемой спецмедгруппой – это те дети, которым врачи не запрещают ходить на физкультуру, но рекомендуют ограничивать физические нагрузки. Таковых в республике 34 процента. Во многих школах сегодня идут по пути наименьшего сопротивления – такие детишки просто приходят на уроки, чтобы посидеть на лавочке, а оценки им выставляются “с потолка”, либо пишут: “не аттестован”. Организовывать для них отдельные группы лечебной физкультуры не торопятся, хотя многие болезни успешно лечатся именно с помощью подобных занятий. Свою роль играет, видимо, и тот фактор, что учителя физкультуры не готовы сегодня вести курс ЛФК – в вузах они получают минимальные знания по этому направлению, а на регулярных курсах повышения квалификации о лечебной физкультуре вообще не говорят.


Между тем, по словам Альфии Урманчеевой, школы вполне могут заключать договоры с поликлиниками и диспансерами и приглашать специалистов по ЛФК вести занятия – в школьном финансировании предусмотрены средства на оплату работы спецмедгрупп. И с этого года министерство планирует достаточно жестко отслеживать, сколько подобных групп создано в каждой школе, как там ведутся занятия, насколько подготовлен преподаватель. К слову, для последних при Камском институте физической культуры и ТГГПУ скоро будут проводиться специальные курсы по ЛФК, которые разрабатываются при участии республиканского лечебно-физкультурного диспансера.


Еще один больной вопрос, который сегодня предстоит решить, – оснащение школьных спортзалов и спортплощадок. Их материально-техническая база оставляет желать лучшего. Большую роль в этом вопросе играет отношение к проблеме местных руководителей. Например, в Сабинском и Мамадышском районах нашли средства, чтобы на 100 процентов обеспечить свои школы лыжным инвентарем. А вот в Рыбнослободском и Камскоустьинском районах лыжной базы нет ни в одной школе. Правда, определенный оптимизм внушает то, что по программе развития физической культуры и науки РТ Министерству образования выделены целевые средства – 44 миллиона рублей, которые планируется адресно потратить на закупку спортивного оборудования и инвентаря для школ республики.


Возможно, когда в школьных спортзалах появятся современные тренажеры и инвентарь, детишки с большим интересом будут относиться к урокам физкультуры. Тогда и посещаемость повысится, и результаты улучшатся.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще