Заметным событием ушедшего года для республики стало открытие Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, первые шаги к которому были сделаны еще в 1876 году, когда в Казани открылись Учительский институт и Казанская татарская учительская школа (КТУШ), сыгравшая в тот момент большую роль в просвещении татарского народа.
Подробный путь становления школы прослеживается в недавно вышедшей в свет книге “Казанская татарская учительская школа 1876-1917 гг.
Сборник документов и материалов” (Казань: Гасыр, 2005). Ее подготовило Главное архивное управление при Кабинете Министров РТ совместно с Национальным архивом и Татарстанским республиканским отделением Российского общества историков-архивистов. Авторский коллектив возглавили Д.И.Ибрагимов, Л.В.Горохова и другие известные в “архивном мире” люди.
Школа стала первым светским учебным заведением для татар с преподаванием на русском языке и могла гордиться своими учителями, среди которых были такие знаменитые ученые, как И.Терегулов, В.Богородицкий, Ш.Марджани, Ш.Тагиров и другие. Известно также, что просветитель Каюм Насыри не только всячески поддерживал это начинание, но и сам был организатором первой начальной школы по обучению детей-татар русскому языку, а также передал в дар школе комплект географических карт с надписями на татарском языке, которые сохранились в архиве до сих пор.
Мы должны быть благодарны и выпускникам КГУ, работавшим в КТУШ. Особо отметим М.Н.Пинегина – известного историка и этнографа, хорошо знавшего ислам, свободно читавшего Коран, владевшего татарским, арабским и рядом других восточных языков.
Велика заслуга в организации обучения татарских детей русской грамоте Шахбазгирея Ахмерова, который пользовался большой популярностью среди мусульманского общества и бессменно руководил школой в течение 18 лет.
Нельзя не назвать просветителя Таиба Яхина, также пользовавшегося большим доверием местных жителей, что, конечно, способствовало привлечению к образованию большого количества учащихся.
Интересны сведения о том, что с 1876 по 1917 год школа выпустила 389 учителей, среди которых было 8 женщин, сдавших экзамены экстерном. Учащимися ее являлись выдающиеся сыновья татарского народа, внесшие впоследствии весомый вклад в татарскую культуру, – Г.Камай, М.Курбангалиев, Г.Исхаки, Г.Кулахметов, Г.Сагитов, С.Сунчелей, И.Кудашев-Ашказарский, Я.Чанышев, С.Максуди, М.Султаев-Галиев, Х.Ямашев и другие.
В школе преподавались русский язык, математика, вероучение, естествоведение, история, география, рисование, черчение, гимнастика, педагогика и дидактика. Для своего времени это было большим достижением в области образования. Учебно-воспитательная работа организовывалась с опорой на принцип наглядности, и школа хорошо оснащалась учебно-наглядными пособиями.
Составители сборника включили в него 156 документов из фонда Национального архива РТ, раскрывающих наиболее яркие страницы истории школы – формирование преподавательского состава, отношение к открытию школы со стороны российского правительства и татарского общества, реформы в учебно-воспитательном процессе…
Читаешь, на первый взгляд, сухие документы, но понимаешь, что за ними – целый этап в истории образования татар.
Преподавание в школе подвергалось жесткому контролю, и вполсилы здесь работать было невозможно. Даже такая знаменитая личность, как Ш.Марджани, подвергался критике за качество содержания своего предмета, а, как известно, преподавал он “магометанское вероучение”.
Небезынтересен факт описания пожара в Казани, уничтожившего ряд кварталов в центре города, в том числе и здание школы. Поражает героизм ее работников, которые самоотверженно спасали школьное добро, а о своей семье и собственном имуществе не смели и думать. В результате многие остались ни с чем.
В приложении к сборнику – сведения о количестве окончивших учительскую школу за 1880-1889 гг., списки учеников за 1890-1917 гг., именной указатель преподавателей, воспитанников и лиц, так или иначе связанных с историей школы.
Книга, на наш взгляд, должна внести ясность в дискуссионный вопрос об истоках становления Казанского государственного педагогического университета – ныне Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Некоторые авторы выдвигают версию о том, что Казанская татарская учительская школа впоследствии была преобразована в учительскую семинарию, которая якобы позже и стала Казанским государственным педагогическим институтом. Мы считаем, что это не соответствует действительности. В одной из докладных записок Казанского пединститута Главпрофобру подчеркивалось, что “…Казанский педагогический институт не может считаться возникшим в 1919 г.; в 1919 г. произошло только преобразование бывшего учительского института, существовавшего в Казани около 50 лет”.
Но и Казанская татарская учительская школа сыграла выдающуюся просветительскую роль среди татарского населения. Несмотря на то, что она была основана как один из компонентов русификаторской политики царской России, благодаря прогрессивно настроенным учителям и талантливым ученикам школа в тот период стала центром педагогической культуры татар.
Зямиль НИГМАТОВ.
Ректор Татарского государственного
гуманитарно-педагогического университета.