Сборник “Результаты ЕГЭ в Республике Татарстан в 2005 году” выпустил в свет Республиканский центр мониторинга качества образования. Сейчас в центре готовят к печати другой сборник, где будет проведен подробный анализ этих результатов, на основе которого сформулируют рекомендации для педагогов республики – на что надо обратить внимание при подготовки детей к единому госэкзамену.
Напомним, что в этом году Татарстан впервые принял участие в эксперименте с ЕГЭ. И основной организационный “удар” в этом новом деле принял на себя созданный в феврале нынешнего года Республиканский центр мониторинга качества образования. Именно через него проходили все экзаменационные работы, здесь их сканировали, передавали по электронной почте в Москву. Здесь же эксперты проверяли задания типа С – самые сложные в экзаменационных бланках.
– Во время проведения экзаменов наши сотрудники в буквальном смысле слова дневали и ночевали на работе, – вспоминает директор центра Ольга Федотова. – У нас даже раскладушки в кабинетах стояли…
Затраченные усилия не пропали даром, доказательством тому – малое число апелляций (около пятидесяти на 11,5 тысячи сдающих) и небольшой процент работ, отданных на дополнительную проверку новому эксперту. Поясним: повторная экспертиза заданий типа С назначается в том случае, если два эксперта разошлись в своей оценке представленной экзаменационной работы больше чем на три балла по стобалльной системе. Так вот, таких работ было всего 2 процента от общего числа. Значит, первичная проверка была проведена очень качественно.
Однако работа центра не ограничилась лишь непосредственным участием в едином госэкзамене. Об этом свидетельствует уже упомянутый сборник с полными статистическими выкладками, результатами экзаменов по каждому району республики. Теперь у руководителей местных отделов образования будет богатый материал для анализа. Но и сам Центр мониторинга качества образования не зря называется именно так: по полученным результатам здесь собираются провести свою аналитическую работу, которая выявит сильные и слабые места нашей образовательной системы. Собственно, такая работа уже идет. И некоторые рекомендации учителям специалисты центра могут дать прямо сейчас. Математикам, к примеру, стоит обратить серьезное внимание на тему производных: связанные с ними задания оказались неожиданно сложными для татарстанских школьников. А вот во время сдачи ЕГЭ по русскому языку у детей, выполняющих задания типа С, были проблемы с написанием сочинения. Затруднялись школьники, решившие проверить свои силы на едином госэкзамене, и с определением морфемного состава слова, с характеристикой предложений.
Поскольку не все школьники республики сдавали нынче ЕГЭ, трудно судить о том, насколько все эти выявленные закономерности характерны для уровня подготовки детей в целом. И все же кое-какие выводы на основе полученных результатов уже можно и нужно делать.
Есть у сотрудников центра замечания и по технической подготовке детей к сдаче ЕГЭ: часть из них во время экзамена теряла много времени при заполнении бланков. Значит, надо проводить дополнительные семинары для педагогов, которые затем должны “разжевать” ученикам всю процедуру оформления контрольных листков. Кстати, семинары для учителей стоят в плане работы центра, как и организация пробного тестирования для школьников.
А в новом сборнике, который планируется подготовить к декабрю, сотрудники центра хотят серьезно расширить аналитическую работу. Проанализировать, например, связь результатов ЕГЭ и учебников, по которым занимались школьники. Ведь книг по каждому предмету сегодня выпускается очень много, стоят они не дешево, а покупаются зачастую на родительские деньги. Оправданны ли эти расходы? Какие оценки получили дети, занимающиеся по тем или иным книгам?
Или, скажем, как на результатах экзаменуемых отразились категория, стаж, возраст их учителей? Подобных исследований до сих пор не проводилось, ведь при старой системе аттестации, когда экзамены принимали те же люди, что и учили детей, объективно оценить ситуацию было трудно. Теперь, когда бланки ответов проверяют независимые эксперты и когда есть возможность систематизировать все результаты, занести их в компьютерную программу, анализировать работу наших педагогов, проводить мониторинг школ будет проще. Хотя, конечно, здесь придется делать поправку на то, что многие школьники к экзаменам готовятся с помощью репетиторов. И все же, говорит Ольга Федотова, в будущем, возможно, результаты, показанные учениками на ЕГЭ, будут влиять на результаты аттестации учителей и даже на лицензию учебного заведения. Причем можно будет отслеживать работу как школ, так и вузов. Заложили в компьютер результаты выпускника, отследили, куда он с этими результатами поступил, потом – куда пошел работать после вуза… И можно анализировать: по профилю человек работает или нет? Востребованной оказалась его специальность или, может, напрасно вуз набирает столько студентов на это направление?
Так что планов в Центре мониторинга качества образования много. И хочется надеяться, что подобные аналитические исследования, основанные на точных статистических данных, действительно помогут учреждениям образования Татарстана выйти на качественно новый уровень работы.
Евгения БОРИСОВА.