С будущего учебного года в школах республики вводится подушевое финансирование. Это означает, что деньги в образовательное учреждение будут, образно говоря, приходить за ребенком, и чем больше детей захочет поступить в данную школу, тем, соответственно, больше денег из бюджета она получит. Возможно, это нововведение поможет решить наконец проблему пресловутых “вступительных взносов”.
Это словосочетание наверняка знакомо большинству родителей, пожелавших отдать свое чадо в престижные школу, гимназию или лицей. Знакомо оно и руководителям республиканского Министерства образования и науки.
– Нам бы очень хотелось забыть об этом понятии, – говорит заместитель министра Любовь Овсиенко. – Никаких “вступительных взносов” быть не может, мы за это будем наказывать.
Что ж, наверное, с будущего года наказывать никого не придется, ведь теперь директора учебных заведений сами будут заинтересованы в том, чтобы принять в школу больше детей, в том числе и из других микрорайонов. Однако пока это – лишь планы, хотя и близкие. А сегодняшняя ситуация с родительскими взносами, не только “вступительными”, но и собираемыми за дополнительные образовательные услуги, и с так называемыми “благотворительными”, идущими под девизом “в помощь школе”, остается сложной. Это констатировали на недавнем брифинге, организованном Поволжским отделением агентства “Интерфакс”.
Родитель, знай свои права…
– Рынок образовательных услуг сегодня во многом теневой, серый и нуждается в серьезном регулировании, – обозначила основную проблему Любовь Овсиенко. И уточнила – закон не запрещает собирать с родителей деньги на поддержку материальной базы школ. Тем более что такая поддержка явно нужна. Бюджет исправно перечисляет образовательным учреждениям деньги на зарплату, методическую литературу, учебники, коммунальные платежи. Но вот на текущее содержание зданий средств не хватает. А что будет после нового года, когда как раз эта часть расходов “свалится” на плечи муниципальных бюджетов? В общем, без родительской помощи школе – никак… Но тут, отметила Л.Овсиенко, нужно строго соблюдать определенные принципы. И первый из них – добровольность. Может родитель помочь школе деньгами – хорошо. Берется организовать для детей экскурсию либо провести другое мероприятие – спасибо большое. Ну а если мама с папой лишь руками на просьбу (!) дирекции разводят – что ж, это их право. И давить на родителей, а уж тем более на детей, нельзя. Тем более недопустимо заставлять родителей, у которых нет возможности платить взносы в школьный фонд, мыть, например, полы в школьных коридорах – а информация о подобных фактах в Министерство образования республики периодически поступает.
Не все так просто и с платой за так называемые дополнительные образовательные услуги. Их можно предлагать, но ни в коем случае нельзя навязывать, как это произошло в прогимназии №25 Приволжского района Казани, оказавшейся в центре самого громкого образовательного скандала последних месяцев. Там подобные услуги (восточные единоборства, информатика и прочие радости “для детского развития”) предлагались “пакетом” и в обязательном порядке под угрозой отчисления, а платить за все это нужно было от 1200 до 1600 рублей в месяц. Недовольные родители подняли шум, обратились в городское управление образования, в министерство. Чуть раньше с подобными же претензиями вышли на образовательных чиновников родители из казанской татарской гимназии № 2. Собственно, эти два факта и послужили основным толчком для того, чтобы снова поднять в обществе тему о родительских сборах.
Правда, в министерстве считают, что учителя действовали не по злому умыслу. Они, дескать, просто юридически безграмотны в подобных вопросах, не знают толком ни родительских прав, ни своих обязанностей. Поэтому теперь для них организуются специальные курсы, где разъясняются все тонкости сферы платных образовательных услуг. Обучение на таких курсах даже вошло в состав аттестационных требований. Кроме того, руководители школ, гимназий, лицеев и детских садов должны знать, что сами они к родительским деньгам вообще не имеют права прикасаться – для этого существуют попечительские советы. Сейчас планируется создать даже ассоциацию попечительских советов, куда намечается привлекать как родителей, так и представителей бизнеса и промышленности. Требует министерство от школ и прозрачности в вопросе привлечения и использования родительских денег: нужны кассовые аппараты, попечительский совет должен регулярно отчитываться перед родителями за все расходы.
…и умей забыть о них
Все это, конечно, хорошо. И все же настораживает несколько снисходительная позиция представителей министерства и городского управления образования к нарушителям. На вопрос, какие меры были приняты к руководителям упоминавшихся учебных заведений, начальник казанского ГУО Ильдар Галиахметов пояснил: директору 2-й гимназии объявлен выговор. А относительно прогимназии №25, где, как уже говорилось, масштабы родительских взносов были совершенно нереальными, пока и вовсе неясно – понесет ли кто наказание.
– Я издал приказ, где поручил начальнику районного отдела образования принять меры воздействия к нарушителям, – сказал И.Галиахметов. Однако директор прогимназии пока лежит в больнице, и применять к ней меры взыскания нельзя. Кроме того, есть здесь один пикантный момент: руководитель Приволжского РОО является матерью директора прогимназии… Правда, замминистра заверяет, что ситуация контролируется министерством и к виновным обязательно будут приняты административные меры. Кроме того, Любовь Овсиенко рассказала нам, что районные отделы министерства сейчас наводят порядок в школах других городов республики, где прокурорская проверка накануне учебного года выявила массу нарушений в отношении родительских взносов (об этом “Республика Татарстан” писала 9 сентября). Но, заметим, пока в Татарстане ни один из директоров, нарушающих принцип добровольности родительских сборов, не был уволен с работы.
Мы вовсе не кровожадны и не призываем к крайним мерам. Но, думается, пока руководители учебных заведений будут отделываться выговорами, искоренить давление со стороны школьной администрации на детей и родителей будет трудно. Тем более что доказать сам факт подобного давления очень сложно. Собственно, лишним примером тому послужил прошедший брифинг, выходя с которого, журналисты активно обменивались информацией – с кого и сколько в добровольно-принудительном порядке требуют денег в школах и детских садах. Обсуждение проходило под девизом: “Свои права знать, конечно, хорошо, но я ж не враг собственному ребенку…”