Давайте жить в одном информационном поле

Результаты, достигнутые Татарстаном на пути информатизации республиканской системы образования, в Министерстве образования и науки РТ с гордостью называют одними из лучших в России.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Результаты, достигнутые Татарстаном на пути информатизации республиканской системы образования, в Министерстве образования и науки РТ с гордостью называют одними из лучших в России.


И на то есть основания. Вот лишь один факт: в то время как Федеральная целевая программа “Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 – 2005 годы” предполагала, что к концу ее выполнения в школах страны на один компьютер будет приходиться не больше 80 учащихся, в Татарстане уже сегодня этот показатель составляет 1 к 26. Что весьма неплохо даже по европейским меркам. И сегодня проблема информатизации выходит на следующий этап – в республике должна появиться единая образовательная сеть. 1325 (более половины) татарстанских школ уже подключены к Интернету, к 2006 году доступ во “всемирную паутину” должны иметь все республиканские образовательные учреждения и органы управления образованием.


О перспективах и проблемах в решении этой задачи шел недавно разговор на “круглом столе” в Министерстве образования и науки РТ, где собрались все заинтересованные стороны – школьные учителя и представители родительской общественности, сотрудники министерств образования и связи.


Когда в школу №2 районного центра Высокая Гора пришли сотрудники компании “Таттелеком”, чтобы подключить школьные компьютеры к сети Интернет, радости педагогов и особенно детей не было предела.


– Но радость была недолгой, – говорит учитель информатики Людмила Бамбуркина. – Вскоре выяснилось, что реальный доступ мы получили только к двум сайтам: самого “Таттелекома” и Министерства образования и науки. Посмотрели мы их один раз, другой, а потом энтузиазм у детишек, естественно, угас…


Такая ситуация, отметил заместитель министра связи республики Олег Ибрагимов, весьма типична: из огромного числа подключенных школ не наберется и ста, где Интернет действительно работает. Впрочем, как выяснилось, это вовсе не повод бить тревогу и говорить о том, что информатизация образовательной сети в Татарстане – лишь громкие слова, за которыми нет ничего реального.


– Мы изначально не планировали предоставить всем школам Интернет в свободном доступе, – поясняет ситуацию заместитель министра образования и науки РТ Людмила Нугуманова. – Представьте, что будет, если дети смогут бесконтрольно выходить в сеть, где есть масса ресурсов, для них совершенно не предназначенных… Да и денег таких у учреждений образования нет, чтобы подключаться самостоятельно к Интернету. Поэтому мы хотим создать Интранет, то есть осуществлять доступ к внутренней информационной среде через единый ресурсный центр Министерства образования и науки. Этот образовательный портал уже практически готов, его официальная презентация пройдет на выставке “Казанская ярмарка” 3 – 4 августа в рамках традиционной педагогической конференции.


Таким образом, школьники, студенты и преподаватели, выходя в Интернет, будут попадать на специальный портал, который сейчас создается на базе центра информационных технологий КГУ, и уже там смогут делать запросы по интересующим их темам. Как рассказала заведующая сектором информационного обеспечения образовательного процесса министерства Айсылу Шакирова, сейчас портал постепенно наполняется самыми разнообразными информационными ресурсами, которые могут быть необходимы в работе и учебе. Причем там можно будет не только получить информацию, но и познакомиться с интересными методиками и разработками местных педагогов – как вузовских, так и школьных. На ресурсе должны размещаться и электронные учебники (кстати, сегодня компьютерами и мультимедийными учебными пособиями оснащены все школьные библиотеки республики), и различные электронные СМИ.


Все татарстанские школы получили свои логины и пароли для работы в этой сети, и сегодня многие из них уже начали пользоваться ресурсным центром. Впрочем, он будет полезен не только для школ.


– Студентам и ученым этот портал должен обеспечить доступ к электронным библиотекам, диссертациям, патентным услугам, перспективным проблемам научных исследований, инновационным проектам, – говорит Людмила Нугуманова. – Кроме того, он должен достойно представлять Татарстан в международном образовательном пространстве.


Кроме того, отметил Олег Ибрагимов, Интранет – это еще и возможность виртуального общения, когда ученики из соседних школ могут проводить какие-то совместные мероприятия, не выходя из своих классов, и при этом видеть друг друга на мониторах. Тем более, что сейчас создается сеть государственной системы коммуникаций для нужд бюджетных учреждений, и на ее базе трафик для таких соединений в пределах одного района республики будет бесплатным.


Но участники круглого стола отметили, что, сколь бы ни были масштабны цели и задачи, которые ставятся перед создателями ресурсного центра, для начала надо решить ряд существующих проблем, которые пока еще сдерживают развитие информационной сети. Например, качество телефонных линий в отдаленных районах и деревнях не позволяет обеспечить скоростной доступ в Интернет. И это, конечно, задача в первую очередь для местных связистов. Есть и другие вопросы.


– В некоторых школах модем подключали на единственный существующий там телефон, – говорит главный инженер Высокогорского компьютерного центра Искандер Бикмуллин. – А все хорошо представляют, что такое для школы, особенно сельской, телефон. Занимать его постоянно нельзя, а ни одной новой телефонной линии в школах не добавилось. И учителя говорят – не дай Бог, ведь их же дополнительно оплачивать придется…


Еще одна проблема: в труднодоступных районах для приема информации два года назад установили спутниковые антенны. Сегодня по республике их 89. Установкой (в рамках реализации Федеральной целевой программы “Развитие единой образовательной среды на 2001 – 2005 годы”) занималась московская фирма “Кросна” – с условием, что ее специалисты будут обслуживать технику до конца 2004 года. Но в том же Высокогорском районе, например, где установили три подобные “тарелки”, сегодня работает только одна – в Константиновской школе, где, по словам Искандера Бикмуллина, есть “продвинутый преподаватель”. В других районах республики дела обстоят не лучше: где-то спутниковая связь отсутствует, где-то система работает со сбоями и требует ремонта, поскольку изначально было установлено некачественное оборудование. Как выяснилось, от недобросовестности москвичей пострадали не только татарстанцы – подобная ситуация характерна для всех российских регионов, где в школах устанавливали спутниковые антенны.


Чтобы как-то сгладить ситуацию, республиканское Министерство образования и науки в мае этого года своими силами провело семинар-обучение для работников, которым предстоит обслуживать “тарелки”. Из собственных средств министерства ведется сейчас ремонт неисправного оборудования. Кроме того, пообещала Айсылу Шакирова, уже в сентябре откроются новые курсы по обучению педагогов работе со спутниковой связью.


Или, например, такая трудность, о которой поведала Людмила Бамбуркина: подключая в школе Интернет, связисты заняли локальную сеть учителя, через которую детям дается задание. Во время урока педагог переключается на эту сеть, а вот подключиться обратно к Интернету уже не может – все настройки “слетели”, а как установить их заново, этого специалисты педагогам не объяснили. В ответ на это Олег Ибрагимов посоветовал директорам школ более ответственно отнестись к приемке работы связистов. Прежде чем подписывать соответствующий акт о выполненных работах, они должны требовать, чтобы были оставлены все необходимые инструкции и координаты работников, проводивших связь, чтобы их можно было легко найти.


Вообще, отметили участники “круглого стола”, ситуация, когда за всю сложную технику отвечает учитель информатики, в корне неправильна. В идеале в школе при новой информационной политике либо должен работать системный администратор, либо ее обслуживание надо закреплять за каким-нибудь информационным центром.


Кстати, по словам начальника отдела информатизации образования республиканского Министерства образования и науки Раила Гатауллина, сейчас идет речь о создании в Казани центра, где российское представительство компания “Microsoft” за весьма умеренную плату берется проводить тренинги по программам “Microsoft office для учителя” и “Системный администратор школьной компьютерной сети”.


Еще одну проблему обозначила председатель попечительского совета казанской школы № 39 Резеда Салимзянова. По ее словам, когда в их школе впервые встал вопрос о переоборудовании существующих компьютерных классов для работы в Интернете, выяснилось, что многие компьютеры этого просто не выдержат. Это и неудивительно: ведь первые машины в школы республики начали поставлять еще пять лет назад, и многие из них сегодня морально устарели. В 39-й эту проблему решили при помощи родительских средств – просто купили новую технику. Но не у всех есть такие возможности.


– Сейчас мы передали в Москву заявку на обновление (в рамках федеральной программы компьютеризации городских и поселковых школ) компьютерного парка наших образовательных учреждений, – говорит Раил Гатауллин. – В 2006 – 2007 учебном году планируется только за счет средств этой программы обновить около 350 компьютерных классов.


Кроме того, по словам Л. Нугумановой, на будущий учебный год Правительством республики предусмотрены средства на обучение специалистов и обслуживание информационной образовательной сети республики.


Безусловно, проблемы в сложном вопросе информатизации системы образования сегодня есть. Но, как показала дискуссия за “круглым столом”, они вполне решаемы.


– Думаем, нам удастся создать единое информационное пространство, которое станет хорошим инструментом для получения качественного образования, – говорит Людмила Нугуманова.


Как считает заместитель министра, пришло время создать не один, а целую сеть ресурсных центров, куда будут входить также и информационно-диагностические центры образовательных округов республики. Это позволит наладить постоянное взаимодействие различных учреждений образования, широко внедрять технологии дистанционного обучения, разработать и внедрить единую систему оценки качества образования и, в конечном итоге, поднять образование в республике на более высокий уровень.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще