21 июля исполняется 90 лет со дня рождения Прокофия Филипповича Зубца, лауреата Ленинской и Государственной (СССР) премий, выдающегося конструктора авиационных и ракетных двигателей. Этот яркий, талантливый человек прожил 80 лет, и в течение трех десятилетий его судьба была связана с Казанью.
Сюда 38-летний конструктор, прекрасно зарекомендовавший себя в Москве, где ему довелось работать под руководством видного создателя авиационных двигателей академика Александра Микулина, приехал в мае 1953-го, чтобы возглавить формирование опытного конструкторского бюро на Казанском моторостроительном заводе. Задачей этого ОКБ являлась разработка двигателей для дальних бомбардировщиков и магистральных пассажирских самолетов. Под руководством Прокофия Филипповича, который в 1955-м был назначен главным конструктором ОКБ (впоследствии оно стало называться Казанское ОКБ “Союз”), здесь были разработаны турбореактивные двигатели РД-3М и РД-3М-500 для самолетов Ту-104А и Ту-104Б, позволившие увеличить число перевозимых ими пассажиров на 50 процентов, а затем – вдвое и более.
Разумеется, коллектив бюро начинал не с чистого листа. За основу был взят разработанный по инициативе Зубца еще в Москве турбореактивный двигатель АМ-3 для бомбардировщиков Ту-16 и М-4, пассажирских лайнеров Ту-104. В свое время этот двигатель был самым мощным в мире. В Казани пошли дальше, обеспечив своему детищу значительно лучшие, по сравнению с прототипом, энергомассовые характеристики. Не случайно созданный здесь двигатель был признан Минавиапромом СССР не модификацией, а новой моделью. Он поднимал в воздух дальние бомбардировщики Ту-16, созданные на их базе самолеты-заправщики, стратегические бомбардировщики М-4 и 3МС. Кстати, под руководством Прокофия Зубца лицензионное производство этого двигателя было организовано на заводах Китая.
Для пассажирских и транспортных самолетов Ил-18, а также машин семейства “Ан” в ОКБ была разработана и затем внедрена турбогенераторная установка, обеспечивающая питание бортовой сети и автономный запуск двигателей на необорудованных аэродромах.
В биографии Прокофия Филипповича и возглавляемого им коллектива было немало ярких событий, достижений, поистине революционных для отечественного моторостроения. Признанием высокого потенциала казанского ОКБ стала его победа в конкурсе на разработку двигателя к сверхзвуковому межконтинентальному бомбардировщику М-52 и сверхзвуковому пассажирскому самолету М-53. Под руководством Зубца был создан и проходил испытания наиболее мощный в мире (в 50-е – 60-е годы) турбореактивный двигатель М16-17. Однако в связи с изменением военной доктрины СССР эти работы не были завершены.
Впрочем, точек приложения его сил и конструкторского таланта хватало всегда. Разработанные Прокофием Зубцом и его коллегами ракетные двигатели на твердом топливе для различных войсковых комплексов противоракетной и противовоздушной обороны, дальних сверхзвуковых перехватчиков МиГ-31, ракетоносцев Ту-22М3, противоракет атмосферного и заатмосферного перехвата баллистических целей и сейчас эксплуатируются в Вооруженных Силах России. Руководимый Прокофием Филипповичем коллектив в содружестве с Троицким филиалом Института атомной энергии имени Курчатова разработал лазерные технологические комплексы для сварки, резки и упрочения металлов, которые успешно используются и сегодня.
Как человек, бесконечно увлеченный избранным делом, доктор технических наук Зубец со своим богатейшим опытом оказался востребован и после того, как летом 1983 года ушел на пенсию. Работал в Москве старшим научным сотрудником НИИ авиационных систем, профессором Московского авиационного института.
…Он скончался 8 января 1996 года, оставив после себя не только высокие государственные награды и благодарную память. Такие личности, как Зубец, входят в историю делами масштабными, долговременными. Пожалуй, важнейшим достижением этого выдающегося конструктора можно считать сформировавшуюся под его руководством научно-техническую школу двигателестроения. Творческий потенциал работающих в ней докторов и кандидатов наук, высококвалифицированных специалистов по праву можно считать достоянием России.
Трудно переоценить значение работ возглавлявшегося Зубцом ОКБ в становлении Казанского моторостроительного производственного объединения – одного из лидеров отрасли. Можно уверенно говорить и о благотворном влиянии его научно-технической школы на развитие таких крупных вузов Казани, как КАИ, КХТИ, КГУ, отраслевых НИИ и институтов Академии наук СССР. На заводах семи городов нашей страны серийно производились двигатели, разработанные под руководством Прокофия Филипповича. Это способствовало совершенствованию оснащенности и развитию кадрового потенциала данных предприятий.
Нынешняя годовщина со дня рождения выдающегося конструктора совпала с 1000-летием Казани. Как яркие события славной истории города, безусловно, должны быть отмечены и труды Прокофия Филипповича Зубца. Хочется надеяться, что это понимают в руководстве Республики Татарстан и ее столицы.
Давид ГАЛЬПЕРИН.
Ведущий конструктор Казанского ОКБ “Союз”,
профессор КГТУ им.А.Н.Туполева