Владимир Павлов – творец вертикального взлета

Недавнее присуждение медали им.

Недавнее присуждение медали им. П.Л.Капицы заведующему кафедрой строительной механики Казанского государственного технического университета имени Туполева академику В.А.Павлову вызвало обоснованный интерес общественности. Не слишком понятная формулировка названия открытия – “№ 270” еще более подогрела интерес к фигуре профессора.


Чуть позднее разработка Павлова по многоразовому использованию ракетных ступеней заняла первое место в конкурсе им. Хайнлайна, проходившем в Москве.


– Владимир Александрович, что это за конкурс, какова его тематика?


– Космическая тематика, поскольку Роберт Хайнлайн – фантаст. Он оставил деньги и учредил фонд, который по всему миру будет проводить конкурсы. На этом конкурсе мы заняли первое место среди аэрокосмических, ракетостроительных компаний.


Суть нашего предложения заключалась в том, чтобы крепить круглое, дисковое крыло к ступени, не нарушая при этом обтекаемости ракеты, а после отделения ступени последняя могла бы планировать на крыле и мягко опускаться на землю, выпуская лопасти. Получается экономически выгодно, к тому же сейчас космодром Байконур по периметру завален отработанными ступенями.


Это ведь тоже проблема, которую нужно решать. Вот у нас всегда говорят о спасении космонавтов, их действительно надо спасать. Они падают где-нибудь в тайге, в какое-нибудь болото, приходится их оттуда выуживать. На том же круглом крыле доставку космонавтов на землю можно сделать пилотируемой.


– А как обстоят дела с внедрением? Советская наука и система конструкторских разработок в свое время Гагарина в космос запустила. С чем мы имеем дело сейчас?


– Российский авиапром находится в очень тяжелом положении. Можно сказать, что он умер. Все современные проекты – это несерьезно. Что такое выпуск одного-двух самолетов в год? Это не промышленность. У Правительства России нет денег на такие проекты, как самолет вертикального взлета. Такая мощная некогда структура, как Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), по существу, занимается частными заказными исследованиями. Научно-исследовательский институт авиационной техники (НИАТ) тоже развалился.


– Но все же Правительство России пока не хочет хоронить авиапром и сейчас создает крупный холдинг, который объединял бы конструкторские бюро и авиастроителей, чтобы они не конкурировали на внутреннем рынке. На ваш взгляд, насколько эта идея может быть продуктивной?


– Да, хотят создать крупную всероссийскую корпорацию. Одну. Но конкуренция всегда была полезна для развития. Нет конкуренции – развитие останавливается. Советский Союз конкурировал с Западом – в воздухе. Но наши соперники не знали, что мы делаем, мы не знали, что делают они. А ведь важно посмотреть и на процессы производства…


– Если смотреть по результатам, то получается, что российский самолет пятого поколения так и не появился, а на Западе вроде как есть…


– Ну, пятое, шестое поколение – это ведь довольно условно. И у нас мелькнули какие-то самолеты, которые называли пятым поколением. Например, КБ Сухого выпустило такой самолет – с обратной стреловидностью крыла. Вообще, та авиация пятого поколения, которая создавалась у нас в России, была основана на каких-то новых комплексах, которые позволяли, например, резче уйти от ракеты, повысить огневую мощь, управляемость и т.п. Но человек со своими “лошадиными” силами уже не может угнаться за теми технологиями, которые создает. Летчик, делающий более резкий уход от ракеты, теряет сознание от перегрузок…


Что-то мы все о грустном. На самом деле есть и успехи. Вот недавно Министерство образования и науки России выделило деньги на разработку маленького беспилотного самолета вертикального взлета, который может поднимать 20 килограммов аппаратуры. Если удастся его сделать, заказчик обязательно придет. Я сейчас надеюсь на то, что появится новая форма работы, связанная с крупным бизнесом. Сегодня у нас развиваются отношения с компанией ТАИФ, но вот этот самолет, макет которого вы видите на столе, – по цене такой большой проект, что в него половина нефти республики может уйти.


– Насколько я понимаю, это тот самый “самолет Павловых”. Вертикальный взлет, круглое крыло… Какова судьба этого изобретения?


– Аппарат с дисковым крылом такого типа имеет свою нишу – где-то между самолетом и вертолетом. Но если будет сделан такой аппарат, никто больше вертолет делать не будет. Потому что такой самолет может летать быстро. Если его соответственным образом сделать, он, в принципе, может быть даже сверхзвуковым. Начиная с 50-х годов, весь мир пытается соединить вертолет с самолетом. Но вертикальный взлет на струях для гражданской авиации мало применим, потому что его создание и эксплуатация экономически невыгодны. Кроме того, эту горячую струю даже бетон не выдерживает, да и топливо рекой льет. Весь мир над этим думает, тьма предложений, в том числе и о дисковых крыльях говорят… Этот дисколет экономичнее вертолета в 4-5 раз, грузоподъемнее – в 10-15 раз.


– Так это же получается отличная техника, например, для такого проекта, как “Русский Север”…


– Конечно. Ведь сейчас перевозки в труднодоступные районы как осуществляются? Вот в Корякии недавно история была. Летит большой грузовой самолет, например, Ил-76 или “Руслан”, садится на оборудованном аэродроме, а оттуда весь груз приходится везти частями на вертолетах. Затраты колоссальные. Я пытался как-то продвинуть наш самолет и даже писал Владимиру Путину (тогда он еще не был Президентом, но был уже где-то при власти). Потом мне звонил генеральный директор КБ им.Камова С.В.Михеев и говорил: “Что это там у тебя за история с самолетом вертикального взлета? Даже Путин уже знает, а я не знаю”. Когда он посмотрел патент, сказал: “А что если мы будем его делать?”. Я говорю: “Это моя мечта”. В то время нужно было что-то решать со Штокмановским месторождением (это на шельфе Баренцева моря). Там вроде бы побольше газа, нефти поменьше, но российские компании не могут его разрабатывать, поскольку вертолет не в состоянии туда долететь – горючего не хватает. А если мы не возьмемся за это месторождение до какого-то срока, право на его разработку получит Норвегия. Однако получить деньги на осуществление этой мечты так и не удалось.


– А сейчас в Татарстане можно производить такой самолет? Я имею в виду – технически наша производственная база может потянуть?


– Конечно. Ведь принципиальная вещь – это дисковое крыло. Привинти его к бревну, получится бревно вертикального взлета. Мы можем взять какой-нибудь вертолетный корпус и доработать его. Но сейчас хорошо идут вертолеты. Казанский вертолетный завод продает их в Малайзию, Индию и так далее, поэтому нет заинтересованности в создании такого летательного аппарата.


– Вернемся к вашему открытию. Что в нем важнее всего?


– Результат открытия – теории и методы расчетов, новые конструкции. Открытие – диплом №270 – связано с явлением, которое мы называли “прощелкивание”. При пилотировании самолета, при кренах, поворотах может возникать своеобразное изгибание и закручивание крыла, киля, стабилизатора – всех частей, где происходит сочленение несущих и управляющих плоскостей. Потом все возвращается в нормальное положение. Так возникают те самые катастрофические колебания в потоке газа. Я показывал этот эффект на простенькой модели академику А.Н.Туполеву (тогда еще он был жив). Он долго вертел в руках модель, очень удивлялся. “Надо же, – говорит, – всю жизнь занимался самолетами, а не думал, что так может быть”.


На самом деле для меня большую ценность представляют не награды и медали, а то, что были у меня эпизоды в биографии, которыми очень горжусь. Например, когда я ехал защищать докторскую в ЦАГИ, молодой был. Защищаться хотел по методам расчетов. А там как раз делали расчеты для “Бурана”. Заинтересовались темой, показывают мне парня, был там такой Володя Григорьев. Смотрю, делает расчеты точно как по моей методике. Я удивился, думаю: “Откуда он знает?” А он говорит: “Владимир Александрович, я же у вас учился”. Раньше я очень осторожно внедрял свои идеи в учебные курсы, а то могли сказать: “Что это ты здесь читаешь? Что за самодеятельность?”. Но сегодня процентов на пятьдесят я читаю свой материал.


Потом в Ташкенте на местном заводе искали причины проблем самолета Ил-76. Там срывало закрылок. Выяснилось, что это результат катастрофических колебаний. О “Черной акуле” я тоже как-то говорил генеральному директору КБ им.Камова: может случиться перехлест лопастей. Сначала на это внимания не обратили, но в итоге произошла очень нехорошая история при посадке на авианосец “Адмирал Кузнецов”. Сейчас об этом не вспоминают, но ведь и “АНСАТ” рождался здесь, в КАИ.


– Вы еще и заведующий кафедрой. Поэтому не могу не спросить о том, как с трудоустройством дело обстоит, получается ли у выпускника КГТУ им. Туполева работать по специальности.


– Довольно востребованы вертолетчики. Понятно почему: и вертолеты сейчас продаются, и производство хорошо поставлено, да и сам вертолет – штука сложная, там нужно много разных специалистов. Однако учиться на этом направлении тяжело. Вот сейчас вертолетами на четвертом курсе у нас занимаются семеро студентов, а набирали 25. С выпускниками остальных направлений похуже – кто продавцом работает, кто машины моет. Сейчас еще появилось направление менеджмента в сфере авиации. Оно дает управленческие навыки и инженерные знания тоже довольно основательно закладывает. В КАИ учат думать – это помогает в жизни.


– Самолет называется “самолетом Павловых”. То есть должен быть еще как минимум один Павлов. Это сын, наверное. Можно пояснить название, и какие замыслы у вас в отношении сына?


– Сын и придумал это крыло. Как-то на даче за рекой Мешей, в деревне Бима, мы бросали с ним такой полый пластмассовый диск. Так вот, мне сын (он тогда классе в шестом учился) и говорит, что диск сам летает. Я сначала внимания не обращал: ну летает и летает. А потом как-то задумался над этими словами… Так дисковое крыло и появилось. Похожая вещь и с эластичными лопастями, которые внутрь диска убираются. Мы делали ее с фирмой Челомея.


Был у нас летчик-испытатель Золотухин. Он принес что-то вроде катушки с соответствующим механизмом, на которую лопасть должна была наматываться.


Потом оказалось, что это американское предложение. Но я как себе представил, сколько будут весить четыре механизма для сворачивания лопастей реального размера, то стало понятно, что поднимать машину в космос с таким грузом нет смысла. А потом вспомнил: наука физика довольно подробно описывает такое явление, как инерция. Можно диск раскрутить, а потом заблокировать. И теперь лопасти сворачиваются и разворачиваются, можно сказать, “сами”. Сейчас сын учится здесь, в КАИ, на четвертом курсе и, думаю, пойдет по моим стопам.


Айдар ХАРИСОВ, “TatCеnter.ru”
Ольга ДОРМИДОНТОВА (фото)

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще