Недавнее присуждение медали им. П.Л.Капицы заведующему кафедрой строительной механики Казанского государственного технического университета имени Туполева академику В.А.Павлову вызвало обоснованный интерес общественности. Не слишком понятная формулировка названия открытия – “№ 270” еще более подогрела интерес к фигуре профессора.
Чуть позднее разработка Павлова по многоразовому использованию ракетных ступеней заняла первое место в конкурсе им. Хайнлайна, проходившем в Москве.
– Владимир Александрович, что это за конкурс, какова его тематика?
– Космическая тематика, поскольку Роберт Хайнлайн – фантаст. Он оставил деньги и учредил фонд, который по всему миру будет проводить конкурсы. На этом конкурсе мы заняли первое место среди аэрокосмических, ракетостроительных компаний.
Суть нашего предложения заключалась в том, чтобы крепить круглое, дисковое крыло к ступени, не нарушая при этом обтекаемости ракеты, а после отделения ступени последняя могла бы планировать на крыле и мягко опускаться на землю, выпуская лопасти. Получается экономически выгодно, к тому же сейчас космодром Байконур по периметру завален отработанными ступенями.
Это ведь тоже проблема, которую нужно решать. Вот у нас всегда говорят о спасении космонавтов, их действительно надо спасать. Они падают где-нибудь в тайге, в какое-нибудь болото, приходится их оттуда выуживать. На том же круглом крыле доставку космонавтов на землю можно сделать пилотируемой.
– А как обстоят дела с внедрением? Советская наука и система конструкторских разработок в свое время Гагарина в космос запустила. С чем мы имеем дело сейчас?
– Российский авиапром находится в очень тяжелом положении. Можно сказать, что он умер. Все современные проекты – это несерьезно. Что такое выпуск одного-двух самолетов в год? Это не промышленность. У Правительства России нет денег на такие проекты, как самолет вертикального взлета. Такая мощная некогда структура, как Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), по существу, занимается частными заказными исследованиями. Научно-исследовательский институт авиационной техники (НИАТ) тоже развалился.
– Но все же Правительство России пока не хочет хоронить авиапром и сейчас создает крупный холдинг, который объединял бы конструкторские бюро и авиастроителей, чтобы они не конкурировали на внутреннем рынке. На ваш взгляд, насколько эта идея может быть продуктивной?
– Да, хотят создать крупную всероссийскую корпорацию. Одну. Но конкуренция всегда была полезна для развития. Нет конкуренции – развитие останавливается. Советский Союз конкурировал с Западом – в воздухе. Но наши соперники не знали, что мы делаем, мы не знали, что делают они. А ведь важно посмотреть и на процессы производства…
– Если смотреть по результатам, то получается, что российский самолет пятого поколения так и не появился, а на Западе вроде как есть…
– Ну, пятое, шестое поколение – это ведь довольно условно. И у нас мелькнули какие-то самолеты, которые называли пятым поколением. Например, КБ Сухого выпустило такой самолет – с обратной стреловидностью крыла. Вообще, та авиация пятого поколения, которая создавалась у нас в России, была основана на каких-то новых комплексах, которые позволяли, например, резче уйти от ракеты, повысить огневую мощь, управляемость и т.п. Но человек со своими “лошадиными” силами уже не может угнаться за теми технологиями, которые создает. Летчик, делающий более резкий уход от ракеты, теряет сознание от перегрузок…
Что-то мы все о грустном. На самом деле есть и успехи. Вот недавно Министерство образования и науки России выделило деньги на разработку маленького беспилотного самолета вертикального взлета, который может поднимать 20 килограммов аппаратуры. Если удастся его сделать, заказчик обязательно придет. Я сейчас надеюсь на то, что появится новая форма работы, связанная с крупным бизнесом. Сегодня у нас развиваются отношения с компанией ТАИФ, но вот этот самолет, макет которого вы видите на столе, – по цене такой большой проект, что в него половина нефти республики может уйти.
– Насколько я понимаю, это тот самый “самолет Павловых”. Вертикальный взлет, круглое крыло… Какова судьба этого изобретения?
– Аппарат с дисковым крылом такого типа имеет свою нишу – где-то между самолетом и вертолетом. Но если будет сделан такой аппарат, никто больше вертолет делать не будет. Потому что такой самолет может летать быстро. Если его соответственным образом сделать, он, в принципе, может быть даже сверхзвуковым. Начиная с 50-х годов, весь мир пытается соединить вертолет с самолетом. Но вертикальный взлет на струях для гражданской авиации мало применим, потому что его создание и эксплуатация экономически невыгодны. Кроме того, эту горячую струю даже бетон не выдерживает, да и топливо рекой льет. Весь мир над этим думает, тьма предложений, в том числе и о дисковых крыльях говорят… Этот дисколет экономичнее вертолета в 4-5 раз, грузоподъемнее – в 10-15 раз.
– Так это же получается отличная техника, например, для такого проекта, как “Русский Север”…
– Конечно. Ведь сейчас перевозки в труднодоступные районы как осуществляются? Вот в Корякии недавно история была. Летит большой грузовой самолет, например, Ил-76 или “Руслан”, садится на оборудованном аэродроме, а оттуда весь груз приходится везти частями на вертолетах. Затраты колоссальные. Я пытался как-то продвинуть наш самолет и даже писал Владимиру Путину (тогда он еще не был Президентом, но был уже где-то при власти). Потом мне звонил генеральный директор КБ им.Камова С.В.Михеев и говорил: “Что это там у тебя за история с самолетом вертикального взлета? Даже Путин уже знает, а я не знаю”. Когда он посмотрел патент, сказал: “А что если мы будем его делать?”. Я говорю: “Это моя мечта”. В то время нужно было что-то решать со Штокмановским месторождением (это на шельфе Баренцева моря). Там вроде бы побольше газа, нефти поменьше, но российские компании не могут его разрабатывать, поскольку вертолет не в состоянии туда долететь – горючего не хватает. А если мы не возьмемся за это месторождение до какого-то срока, право на его разработку получит Норвегия. Однако получить деньги на осуществление этой мечты так и не удалось.
– А сейчас в Татарстане можно производить такой самолет? Я имею в виду – технически наша производственная база может потянуть?
– Конечно. Ведь принципиальная вещь – это дисковое крыло. Привинти его к бревну, получится бревно вертикального взлета. Мы можем взять какой-нибудь вертолетный корпус и доработать его. Но сейчас хорошо идут вертолеты. Казанский вертолетный завод продает их в Малайзию, Индию и так далее, поэтому нет заинтересованности в создании такого летательного аппарата.
– Вернемся к вашему открытию. Что в нем важнее всего?
– Результат открытия – теории и методы расчетов, новые конструкции. Открытие – диплом №270 – связано с явлением, которое мы называли “прощелкивание”. При пилотировании самолета, при кренах, поворотах может возникать своеобразное изгибание и закручивание крыла, киля, стабилизатора – всех частей, где происходит сочленение несущих и управляющих плоскостей. Потом все возвращается в нормальное положение. Так возникают те самые катастрофические колебания в потоке газа. Я показывал этот эффект на простенькой модели академику А.Н.Туполеву (тогда еще он был жив). Он долго вертел в руках модель, очень удивлялся. “Надо же, – говорит, – всю жизнь занимался самолетами, а не думал, что так может быть”.
На самом деле для меня большую ценность представляют не награды и медали, а то, что были у меня эпизоды в биографии, которыми очень горжусь. Например, когда я ехал защищать докторскую в ЦАГИ, молодой был. Защищаться хотел по методам расчетов. А там как раз делали расчеты для “Бурана”. Заинтересовались темой, показывают мне парня, был там такой Володя Григорьев. Смотрю, делает расчеты точно как по моей методике. Я удивился, думаю: “Откуда он знает?” А он говорит: “Владимир Александрович, я же у вас учился”. Раньше я очень осторожно внедрял свои идеи в учебные курсы, а то могли сказать: “Что это ты здесь читаешь? Что за самодеятельность?”. Но сегодня процентов на пятьдесят я читаю свой материал.
Потом в Ташкенте на местном заводе искали причины проблем самолета Ил-76. Там срывало закрылок. Выяснилось, что это результат катастрофических колебаний. О “Черной акуле” я тоже как-то говорил генеральному директору КБ им.Камова: может случиться перехлест лопастей. Сначала на это внимания не обратили, но в итоге произошла очень нехорошая история при посадке на авианосец “Адмирал Кузнецов”. Сейчас об этом не вспоминают, но ведь и “АНСАТ” рождался здесь, в КАИ.
– Вы еще и заведующий кафедрой. Поэтому не могу не спросить о том, как с трудоустройством дело обстоит, получается ли у выпускника КГТУ им. Туполева работать по специальности.
– Довольно востребованы вертолетчики. Понятно почему: и вертолеты сейчас продаются, и производство хорошо поставлено, да и сам вертолет – штука сложная, там нужно много разных специалистов. Однако учиться на этом направлении тяжело. Вот сейчас вертолетами на четвертом курсе у нас занимаются семеро студентов, а набирали 25. С выпускниками остальных направлений похуже – кто продавцом работает, кто машины моет. Сейчас еще появилось направление менеджмента в сфере авиации. Оно дает управленческие навыки и инженерные знания тоже довольно основательно закладывает. В КАИ учат думать – это помогает в жизни.
– Самолет называется “самолетом Павловых”. То есть должен быть еще как минимум один Павлов. Это сын, наверное. Можно пояснить название, и какие замыслы у вас в отношении сына?
– Сын и придумал это крыло. Как-то на даче за рекой Мешей, в деревне Бима, мы бросали с ним такой полый пластмассовый диск. Так вот, мне сын (он тогда классе в шестом учился) и говорит, что диск сам летает. Я сначала внимания не обращал: ну летает и летает. А потом как-то задумался над этими словами… Так дисковое крыло и появилось. Похожая вещь и с эластичными лопастями, которые внутрь диска убираются. Мы делали ее с фирмой Челомея.
Был у нас летчик-испытатель Золотухин. Он принес что-то вроде катушки с соответствующим механизмом, на которую лопасть должна была наматываться.
Потом оказалось, что это американское предложение. Но я как себе представил, сколько будут весить четыре механизма для сворачивания лопастей реального размера, то стало понятно, что поднимать машину в космос с таким грузом нет смысла. А потом вспомнил: наука физика довольно подробно описывает такое явление, как инерция. Можно диск раскрутить, а потом заблокировать. И теперь лопасти сворачиваются и разворачиваются, можно сказать, “сами”. Сейчас сын учится здесь, в КАИ, на четвертом курсе и, думаю, пойдет по моим стопам.
Айдар ХАРИСОВ, “TatCеnter.ru”
Ольга ДОРМИДОНТОВА (фото)