Сделан лишь первый шаг

Наша газета неоднократно писала о судьбе нового татарстанского вуза, который недавно обрел наконец окончательное название – Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Наша газета неоднократно писала о судьбе нового татарстанского вуза, который недавно обрел наконец окончательное название – Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. Однако, хотя решение о создании ТГГПУ путем присоединения к Казанскому государственному педагогическому университету двух вузов республиканского подчинения – Татарского государственного гуманитарного института и Татарско-американского регионального института – уже принято, оно до сих пор вызывает неоднозначную оценку вузовской общественности. Прокомментировать ситуацию мы попросили министра образования и науки РТ Раиса Шайхелисламова.


– Раис Фалихович, с какой целью создавался новый вуз?


– Идее создания татарского университета не один десяток лет. Но особенно актуально его необходимость чувствуется на современном этапе развития республики. Одна из серьезных его задач состоит в том, чтобы с современных научных позиций оценить происходящие здесь процессы – как в экономике, так и в социальной сфере, характеризующейся уникальным своеобразием, обеспечить четкое прогнозирование дальнейшего развития, определить направления модернизации образования, культуры, социальной сферы.


В то же время мы находимся на этапе инновационного развития. Это требует наличия специалистов, которые понимают суть проблемы, могут грамотно руководить инновационными процессами. И необходима собственная целенаправленная система подготовки кадров для инновационной сферы.


Еще один момент. Татарстан вступил в эпоху серьезных международных торгово-экономических связей. Нужно готовить соответствующих специалистов для широкомасштабного сотрудничества со странами Азии, Африки, Европы, Латинской Америки… У нас практически нет эффективной системы подготовки специалистов в области государственного и муниципального управления. Мы хотели бы, чтобы этим также занимался наш университет.


Немало и других проблем. Так, мы сегодня готовим огромное количество педагогов. Появляется безработица среди учителей, а этого допустить нельзя, это безнравственно. Безусловно, наступило время сокращения приема в педагогические вузы. Но представьте себе: мы это сделали – и тогда остаются без работы профессорско-преподавательские кадры. Создавая новый университет, мы, с одной стороны, получаем возможность готовить кадры по востребованным в республике специальностям, а с другой – можем регулировать рынок учительских профессий. Все это и привело руководство республики к решению об открытии нового вуза.


– Как это было воспринято на федеральном уровне?


– Решение принималось на уровне Министерства образования и науки России и Правительства нашей республики. К нам в разное время приезжали министр Андрей Фурсенко и руководитель Федерального агентства по образованию Григорий Балыхин, которые проявили полное понимание проблемы и поддержали нас в данном вопросе.


– Почему новый вуз решено было создавать на базе Казанского педуниверситета?


– Те проблемы, о которых я говорил, имеют решение лишь на университетском уровне. Вариант создания ТГГПУ на базе КГПУ и двух республиканских вузов для многих оказался неожиданным, но на эволюционное преобразование любого другого института в университет при самом благоприятном стечении обстоятельств ушел бы не один десяток лет. Ведь необходимы соответствующая база для научных исследований, профессорские кадры, советы по защите кандидатских и докторских диссертаций, международные связи. Некоторые вузы существуют не один десяток лет, но так и не смогли стать университетами. Поэтому руководство республики обратилось к КГПУ с просьбой взять на себя роль организационного ядра и с предложением присоединить к нему ТАРИ и ТГГИ.


– Почему именно их?


– Это тоже неизбежно и обусловлено российским законодательством. Это единственный путь решения проблемы, которая связана с принятием федерального закона №122 от 22 августа 2004 года, в соответствии с которым до 1 января 2007 года должны быть заключены соглашения между органами государственной власти России и субъектов Федерации о передаче полномочий в сфере высшего и послевузовского профессионального образования в юрисдикцию Российской Федерации. Присоединение ТАРИ и ТГГИ к ТГГПУ позволяет решить эту задачу. Кроме того, и тот, и другой вузы осуществляют подготовку педагогических кадров: ТГГИ – в полной мере, ТАРИ – частично. Поэтому присоединение их к ТГГПУ означает возможность регулирования этого процесса.


– Какой вам видится форма сосуществования этих трех вузов?


– Мы предполагаем обеспечить целостность ТГГИ в составе большого гуманитарного университета, исключив дублирование по некоторым специальностям. Необходимо сохранить те традиции и опыт, которые сформировались в этом институте. В настоящее время у нас есть текущие проблемы, которые необходимо решить при присоединении ТАРИ. Эти проблемы обговорены с руководством Федерального агентства и в ближайшее время будут решены.


– В чем состоят эти проблемы?


– Там ведется обучение по экономическим специальностям, на которые у КГПУ нет лицензии. Сейчас нам необходимо принять все меры, чтобы решить вопросы по лицензированию. Это важно для того, чтобы обеспечить гарантии обучения всех студентов по своим специальностям.


– Будут ли сокращения среди преподавателей? Ведь в трех вузах есть кафедры, специальности, которые дублируют друг друга.


– Ректор КГПУ, выступая на ученом совете, говорил о том, что в течение ближайшего года все преподаватели будут работать на своих местах, а через год на кафедрах будут объявлены конкурсы на соответствующие специальности. Вуз всегда живет на основе конкурса. Такова жизнь вузовского преподавателя: гарантированного рабочего места на всю оставшуюся жизнь в вузе не бывает и не должно быть. Если преподаватель, его уровень, статус, ученое звание полностью востребованы, он успешно пройдет конкурс.


– Новый университет будет полностью финансироваться федеральным бюджетом?


– Практически должно происходить так: студенты второго, третьего, четвертого и пятого курсов будут доучиваться за счет республиканского бюджета, а обучение вновь поступивших будет финансироваться федеральным бюджетом. Таким образом, за пять лет эти вузы полностью перейдут на федеральное подчинение.


– Раз деньги федеральные, следовательно, никаких региональных проблем этот вуз уже решать не будет?


– Это абсолютно не так. Есть опыт работы Удмуртского, Чувашского, Башкирского и других университетов. В этих вузах изучается своя история, своя культура, готовятся кадры для своих учреждений образования, социальной сферы. Ведь содержание образования, особенно в части регионального компонента, будет разрабатываться кафедрами университета, его ученым советом, методическими объединениями. Не отрицаю, для реализации названного компонента необходима смелая и в хорошем смысле агрессивная политика, основанная на современных, в том числе зарубежных, образовательных технологиях.


– Нет ли все-таки опасения, что мы получим вуз, ориентированный опять-таки на педагогическую подготовку, а новые специальности, которых в общей структуре будет меньше, не станут играть определяющей роли?


– Этот вопрос вызывает глубокую озабоченность республиканской научно-педагогической общественности, студентов и разных слоев населения. Как я уже сказал, мы осуществляем избыточную подготовку учителей. Поэтому с нового учебного года университет должен начать менять пропорции приема на первый курс в пользу непедагогических специальностей, направлений, необходимых для социальной и экономической сферы республики. Я думаю, что в ближайшие два-три года замещение пойдет таким образом, что непедагогические направления будут составлять в новом вузе не меньше половины всех специальностей.


Хочу особо отметить, что сделан лишь первый шаг на сложном пути создания татарского университета, в котором должна обучаться молодежь всех национальностей как нашей республики, так и других регионов России и СНГ. Руководству вуза необходимо в относительно короткие сроки создать кадровый потенциал, соответствующую международному уровню библиотеку, в том числе электронную, наладить подготовку специалистов, способных к внедрению инноваций в экономику и социальную сферу, и тем самым создать предпосылки для формирования трудового потенциала республики, который будет отвечать за развитие экономики. Без взаимодействия с ведущими университетами Европы сделать это будет практически невозможно. В этой связи потребуется решить ряд важных финансовых вопросов, в том числе и на уровне республики, по привлечению зарубежных специалистов для работы в университете. Представляется необходимой также тесная интеграция с институтами республиканской Академии наук в части подготовки специалистов в области истории и языка.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще