Магнитно-резонансный томограф, разработанный учеными Казанского физико-технического института имени Е.Завойского Казанского научного центра Российской академии наук (КНЦ РАН), позволяет врачам с точностью до миллиметров находить у пациентов участки патологии внутренних органов. Новый прибор гораздо безопаснее для здоровья, чем аппараты компьютерной рентгеновской томографии, к тому же он в несколько раз дешевле зарубежных аналогов. В этом году уникальная разработка казанских ученых выдвинута на соискание Государственной премии РТ в области науки и техники.
“Сердцем” здания магнитно-резонансной томографии, расположенного во дворе КНЦ РАН на улице Лобачевского, является сейчас специальная экранированная комната, в которой казанские физики “колдуют” над главным компонентом своего чудо-прибора – магнитной системой. Большой стеклопластиковый цилиндр, обмотанный проводами, – так сейчас выглядит будущий магнитно-резонансный томограф. Работа над ним не случайно ведется именно здесь, в комнате, которая надежно изолирована от любых радиомагнитных помех и где поддерживается постоянная температура, ведь требуется создать прибор, основанный на действии магнитного поля необычайно высокой однородности.
– Однородность поля должна обеспечиваться с точностью десять в минус шестой степени, – говорит заведующий отделом медицинской физики КФТИ имени Завойского Яхъя Фаттахов. – Чтобы было понятнее – это все равно, что отмерить метры с точностью до одного микрона.
Конечно, изготовить столь тонкую “начинку” для будущего томографа – дело непростое. И, кстати сказать, очень немногие даже западные компании берутся за такое производство. Но зато потом действующий аппарат место патологии у больного определит с точностью до миллиметров. Кстати, в этом одно из основных отличий магнитно-резонансного томографа от рентгеновского аппарата: он позволяет врачу увидеть изображение каждого интересующего его участка. Новый прибор прекрасно справляется с диагностикой межпозвоночных грыж, водянки головного мозга, с высокой точностью обнаруживает очаги поражения при инсульте. Вообще, в казанском томографе есть датчики как для отдельных участков – головы, шеи, спины, суставов, так и датчик, позволяющий просканировать все тело человека. При этом если компьютерная томография основана на воздействии на организм рентгеновского излучения (пусть даже относительно малой дозы), то низкочастотные радиоволны, на которых работает томограф магнитно-резонансный, для здоровья человека безопасны.
В достоинствах нового прибора уже смогли убедиться пациенты Тукаевской центральной районной больницы, по заказу которой три года назад казанские физики изготовили первый аналогичный аппарат. По своим диагностическим и техническим характеристикам наш томограф, над которым, кроме физиков, трудились специалисты республиканского Министерства здравоохранения, Казанской государственной медицинской академии, ОАО “Радиоприбор”, ничуть не уступает аналогичным зарубежным аппаратам. Но те стоят намного дороже. Поэтому, считает Яхъя Фаттахов, он идеально подойдет для районных и городских больниц.
– Импортные томографы, которые сегодня стоят в наших клиниках, обследуют в год, все вместе взятые, около десяти тысяч человек, – говорит директор института, член-корреспондент РАН, академик АНТ Кев Салихов. – Судите сами, насколько важно нам самим наладить выпуск таких аппаратов.
Еще одна идея физиков – создание специальных небольших травматологических томографов, которыми можно оснастить все травмпункты республики.
– За год в Татарстане фиксируется около 35 тысяч травм колена, – поясняет Я.Фаттахов. – А при повреждениях суставов магнитно-резонансный томограф просто незаменим, поскольку рентген выявляет только деформацию костей, в то время как наш прибор показывает еще и мягкие ткани в районе травмы, ведь основная процедура восстановления, как выяснилось, идет именно в мягких тканях. Так что стопроцентно верную картину для постановки диагноза в этом случае может дать только магнитно-резонансная томография.
Однако пока наладить серийное производство уникального прибора, выдвинутого в этом году на соискание Государственной премии Татарстана в области науки и техники, мешает отсутствие финансирования. Когда в 2002 году в Набережных Челнах томограф торжественно передавали Тукаевской ЦРБ, Премьер-министр республики Рустам Минниханов, удивившись высоким технологиям, предлагаемым казанскими учеными, дал добро на разработку республиканской целевой программы обеспечения медицинских учреждений Татарстана магнитно-резонансными томографами. Программа эта вскоре была принята, но ее реализация столкнулась с серьезными финансовыми проблемами. Однако она не снята с повестки дня. Сейчас, например, Кабинет Министров финансирует изготовление одного томографа из собственных резервных средств.
Программа предусматривала и развитие производственной базы. Но пока все производство располагается в здании бывшего азотного цеха при КНЦ РАН. Правда, сейчас рассматриваются варианты организации предприятия по выпуску томографов, но планы планами, а пока небольшой коллектив и скромные финансовые возможности не позволяют ученым серьезно развернуться. Тем не менее в этом году они планируют выпустить еще три томографа (работа над ними в стадии завершения), и есть договор на изготовление еще двух.
– Это большой шаг вперед, – считает Яхъя Фаттахов. – Тем более что каждый следующий прибор мы стараемся усовершенствовать. Надеемся и сроки изготовления сократить – если для Челнов работали два года, то теперь хотим выйти на уровень девяти месяцев.
Кстати, в России аналогичные аппараты делают еще только в Москве и Санкт-Петербурге, но там используют импортные магниты, что значительно повышает в цене конечный продукт. Так что и в сравнении с отечественными аналогами наш прибор сильно выигрывает. Не случайно им уже заинтересовались как другие российские регионы, так и некоторые европейские страны. Не исключено, что со временем казанские томографы будут помогать лечить людей не только в больницах Татарстана.