• Республика Татарстан | РТ Онлайн > Рубрики > Наука > «Поющий шамаиль» в Музее ислама
    23.06.2005 0:00

    «Поющий шамаиль» в Музее ислама


    Автор статьи: МАЛАХАЛЬЦЕВ Армен


    Эти два снимка разделяют почти полвека.

    Эти два снимка разделяют почти полвека. Оба посвящены уникальным экспериментам, которые ведутся в НИИ «Прометей» под руководством члена-корреспондента АН РТ профессора Булата Галеева. Связаны они с компьютерным преобразованием графических структур в музыкальные. Об этом руководитель НИИ и рассказывает нашему корреспонденту.



    — Булат Махмудович, как и когда возникла эта идея?


    — Еще когда учился в школе, я обратил внимание на то, что в нашем речевом обиходе существует, казалось бы, странное выражение: «мелодический рисунок». Ведь слово «рисунок» — из области зрения, а не слуха. Выходит, мелодия и видимый рисунок как-то соприкасаются в нашем сознании. На самом деле, мы часто говорим: «волнообразная», «кружащаяся», «завивающаяся спирально мелодия». Вот тогда и запала мне в голову мысль сделать прибор, трансформирующий рисуемые линии в звуковые структуры. На левом снимке — наш первый электромузыкальный инструмент с плоским грифом, который есть как бы модель «кортиева органа» в человеческом ухе…


    — Простите, а можно проще?


    — Хорошо. Если чертить на этой плоскости разные кривые линии, то мы услышим звук, изменение высоты которого будет зависеть от характера кривиз-


    ны линии. Назвали мы свой прибор «брюсофон», в честь известного стихотворения Валерия Брюсова: «Фиолетовые руки на эмалевой стене полусонно чертят звуки в полнозвучной тишине»…


    — Но не музыка же «вычерчивалась», а просто звуки?..


    — Конечно, пока еще нет. А что делать дальше — мы тогда не знали. Ведь начали мы это еще в те времена, когда даже транзисторов не существовало. Причем в условиях школьного радиокружка, которым я, молоденький еще учитель физики, тогда руководил. Один из школьников на снимке — Рустем Сайфуллин, сейчас уже дедушка такого же мальчика, как он сам на снимке, мой давний и верный коллега по «прометеевским» делам в нашем НИИ.


    — И что же, с юных лет до седин совершенствовали «брюсофон»?


    — Нет, конечно. Других интересных дел много было. Вернулись к «брюсофону» уже в 90-е годы с появлением у нас персональных компьютеров. Только с их помощью оказалось возможным реализовать стихи Брюсова. Тогда и возродились эксперименты с вычерчиванием звуков «в звонко-звучной тишине» — с легкой руки студентов нового поколения Андрея Шумилова, Дмитрия Пиотровского, Антона Гостева.


    — А все же, какая конечная цель опытов, на этот раз уже с компьютерным «брюсофоном»?


    — Изучить, найти общие структурные закономерности красоты в визуальном и слышимом мире. Создать инструмент, в котором процесс сочинения музыки будет выглядеть, как… рисование. И, наконец, моя давняя, с детских лет идея — проверить возможную схожесть национального орнамента и национального мелоса. Если единство есть, можно было бы восстанавливать по сохранившимся орнаментальным узорам музыку древних культур. Конечно, в реальности все оказалось не так-то просто. И чем дальше, тем сложнее.


    — Сложности присущи любой пионерской работе. Но наверняка уже есть «попутные» результаты прикладного характера?


    — Конечно! Мы сейчас думаем об инновационном внедрении наших компьютерных программ в систему художественного образования. А почему бы не попробовать также методику «звучащей геометрии», в которой все чертежи, графики будут восприниматься еще и «на слух»? Возможно использование этих программ и в целях зрительно-слухового протезирования, о чем мечтал в своей знаменитой «Кибернетике» еще Норберт Винер. Мы говорили об этом на Гагаринских чтениях по космической психологии. Но нас сегодня прежде всего прельщает возможность создания самостоятельных художественных композиций — так называемых компьютерных инсталляций. Одну из них, с превращением в музыку рисунков мусульманских шамаилей, мы уже показывали на международных симпозиумах и выставках в Москве, в Германии, в Париже, были публикации об этом в США и в других странах (см.фото справа). Последнюю вариацию на тему «звучащих шамаилей» мы предлагаем поместить в постоянную экспозицию Музея ислама при мечети Кул Шариф в Кремле. Первая пробная демонстрация в музее состоится в день открытия мечети, 24 июня. Надеемся, что новые технологии органично впишутся в систему современной духовной культуры как естественный знак нынешнего, XXI века.



    Добавить комментарий