В этом году республиканские учреждения начального профессионального образования (НПО) серьезно скорректируют списки своих специальностей, постаравшись максимально приблизить их к потребностям рынка труда. Об этом вчера на брифинге в Кабинете Министров сообщил первый заместитель министра образования и науки РТ Данил Мустафин.
Повара-кондитеры, секретари-референты, парикмахеры, бухгалтеры и портные – специалистов в этих и ряде других областей в республике сегодня выпускается гораздо больше, чем реально требуется на производстве. Поэтому нынче набор на соответствующие специальности в профессиональных училищах, лицеях и колледжах сократится в общей сложности на 820 человек. Зато увеличат прием по таким профессиям, как станочники широкого профиля, каменщики и штукатуры-маляры – их нынче нашей экономике очень не хватает. Появятся в системе НПО в новом учебном году и совершенно новые специальности – электромонтеры по лифтам и охранно-пожарной сигнализации, официанты-бармены и даже ювелиры-монтировщики. Одним словом, начальное профессиональное образование Татарстана делает конкретные шаги навстречу реальным потребностям экономики, и это отрадно.
Что же касается перспектив вузовского образования, о которых тоже говорили на брифинге, то здесь, по словам ректора Казанского государственного технологического университета, советника Президента РТ по науке и высшему образованию Сергея Дьяконова, в этом году глобальных перемен не предвидится. Число бюджетных мест пока сохраняется на прежнем уровне. Единственное новшество этого года – на ряд специальностей абитуриентов будут зачислять по результатам ЕГЭ. А вот в будущем году, заметил Сергей Дьяконов, традиционная схема поступления в институты, скорее всего, полностью изменится:
– Если будет принят федеральный закон о ЕГЭ, а я думаю, он будет принят, то вузы начнут зачислять студентов только по итогам единого госэкзамена.
Таким образом, по мнению С.Дьяконова, уже на будущий год пресловутый ЕГЭ может из разряда эксперимента перейти в ранг обязательной, более того, – единственной формы проверки знаний выпускников и абитуриентов.
– Я не вижу здесь большой проблемы, – считает Сергей Германович. – Мы у себя в вузе давно проводим централизованное тестирование для абитуриентов и, сравнив его результаты с результатами, показанными в этом году нашими школьниками на едином госэкзамене, видим, что число тех, кто сдает тесты на “хорошо” и “отлично”, и в том и в другом случае примерно равно. Так что разговоры о неимоверной сложности ЕГЭ для школьников не имеют под собой основания.
Что же касается ряда российских вузов – принципиальных противников системы тестирования, то ректор КГТУ заметил, что многие из них просто опасаются потерять финансирование, ведь введение ЕГЭ изначально предполагало, что средства вузам в этом случае будут начисляться на каждого абитуриента пропорционально набранному им числу баллов. И если студент, поступивший в вуз по итогам единого госэкзамена, по тем или иным причинам учиться не сможет, то его денежное довольствие “уйдет” вместе с ним. Однако скорее всего, сообщил Сергей Дьяконов, финансирование вузов не будет привязано к результатам ЕГЭ, что должно примирить с новой системой многих ее противников.
Кстати, на брифинге озвучили итоги единого госэкзамена по русскому языку, который прошел в республике 3 июня. Его сдавало около семи тысяч человек – это почти 14 процентов от всего числа выпускников. Увы и ах – больше половины сдававших получили за ЕГЭ по русскому баллы, соответствующие “тройке” и “двойке”, и только 7 процентов справились с экзаменом на “пятерку”.