Вырастить олимпийского чемпиона – нелегкий труд. Подготовить хорошую школьную олимпиадную команду по тому или иному предмету – задача, пожалуй, не менее, если не более сложная. Конкуренция среди юных “умников и умниц” на российском уровне очень высока. Юрий Лазарев, учитель истории из казанского лицея-интерната №2, в начале апреля привез в Смоленск на всероссийскую олимпиаду татарстанскую “сборную” из восьми человек. Один из них стал чемпионом, еще трое – призерами в разных возрастных категориях.
Свой рецепт успеха Юрий Лазарев считает до банальности простым – работать, работать и работать. И признается, что у него, как и у его воспитанников, уже давно не было каникул. Опыт прошлых лет (а для Лазарева нынешний финал российской исторической олимпиады – уже пятый) показал, что хорошие результаты могут появиться только вследствие круглогодичной работы. Поэтому регулярные межреспубликанские сборы во время каникул, профильные смены в лагерях в летнее время – все это для его учеников норма. Но все же основная подготовка ведется в течение учебного года, на базе родного для Юрия Юрьевича татарско-турецкого лицея-интерната №2.
Кстати, сам Лазарев полагает, что успех его и его учеников – это прежде всего заслуга именно лицея, где удалось создать принципиально новую, можно сказать, инновационную (куда уж нынче без инноваций!), систему учебной подготовки. И рассказ о своих методах достижения высоких результатов он так или иначе сводит к этой самой системе, на которой хочется остановиться подробнее. Учатся здесь только мальчики, начиная с 7 класса. Раздельное обучение, считает директор лицея Ринат Заманов, – вовсе не дань моде. Психологи и педагоги давно заметили, что в обычных школах мальчики в 7-8 классах становятся пассивными, на уроках предпочитают отмалчиваться. Оказывается, они в этом возрасте начинают стесняться девочек. Поэтому отдельно с ними работать проще, и результаты гораздо лучше.
Еще один отличительный признак лицея: больше половины педагогов здесь – мужчины. Это помогает поддерживать “демократию без анархии”. Вопрос о том, как привлечь в школу и, главное, удержать там учителей-мужчин, особенно молодых, для нынешней системы среднего образования не праздный. Как выясняется, не все здесь упирается в деньги. Да, в лицее зарплаты несколько выше, чем в среднем по городу. Но не настолько выше, чтобы держаться за место из последних сил. Держит интересная работа, партнерские отношения между педагогами и лицеистами, когда нет страха перед учителем, а есть детская самостоятельность и ответственность за свою учебу, – это, по мнению Юрия Лазарева, дорогого стоит.
– Моя задача – обеспечить детей необходимой литературой и загрузить их проблемой, – говорит он. – При этом я ориентируюсь на то, что им интересно. Стараюсь ставить их в нестандартные ситуации. На наших уроках не я им рассказываю, а они мне. Сами себе составляют задания, пишут друг для друга вопросы. По такой же системе и к олимпиаде готовились.
Впрочем, подготовка к олимпиадам ведется не только на уроках.
– Если в обычной школе, работающей в одну смену, в два – три часа уже никого не увидишь, то наши дети занимаются до шести-семи часов вечера, – говорит Лазарев. – По всем дисциплинам проводятся факультативные занятия, причем посещать их могут все ученики, а не только те, кто готовится к участию в олимпиаде.
Кстати, одно из ноу-хау лицея, чего тоже не встретишь в обычной школе, – на эти занятия привлекаются способные дети из других учебных заведений, те, кого учителя заметили на районных или городских олимпиадах. Ведь очень важно, чтобы наши “умники”, во-первых, развивались в условиях конкуренции, а во-вторых, учились работать в команде. Вот почему в Смоленске сборную Татарстана представляли не только “родные” лицеисты, но и те самые “привлеченные” из различных школ и городов республики. И жюри отметило, что у наших участников именно командный дух был очень ярко выражен.
На предметных олимпиадах различного уровня ученики лицея показывают поистине выдающиеся результаты. В этом году на их счету – 58 призовых мест по району, 20 – по городу, 15 раз они становились призерами в республике и трижды – на всероссийском уровне (первое место на той самой олимпиаде по истории занял девятиклассник Амир Галимов, второй и третий результат показали лицеисты на олимпиаде по английскому языку, что проходила в начале апреля в Пятигорске). И это, возможно, не полный список, поскольку еще три ученика поедут на финалы российских олимпиад по биологии и праву. Так что инновационный подход дает свои плоды. Побольше бы нашему образованию таких инноваций.