Сбой в системе

Из 89 комплектов спутникового оборудования, установленных в сельских школах Татарстана в рамках федеральной целевой программы, используется лишь половина.

Автор статьи: Ильшат РАКИПОВ

information_items_1347368470

Из 89 комплектов спутникового оборудования, установленных в сельских школах Татарстана в рамках федеральной целевой программы, используется лишь половина.


К таким неутешительным выводам пришли специалисты Счетной палаты РТ по итогам проверки эффективного и целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на создание телекоммуникационной системы удаленного доступа сельских школ к информационным образовательным ресурсам.


Спутниковая антеннаФедеральной целевой программой “Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)” была предусмотрена установка в сельских школах оборудования для обеспечения доступа к информационным образовательным ресурсам Министерства образования и науки РФ. У отдаленных образовательных учреждений появилась возможность получать информацию по единому государственному экзамену, методические материалы, копии интернет-сайтов, программное обеспечение. И в год завершения реализации программы Счетная палата России решила совместно с контрольно-счетными органами субъектов РФ проверить, насколько эффективно использовались средства федерального бюджета, выделенные на создание в регионах телекоммуникационных систем. Cоответствующая проверка проведена и специалистами Счетной палаты Татарстана.


В мае 2003 года Министерство образования РФ провело открытый конкурс на создание системы, победителем которого стало московское НПО “Кросна”. В соответствии с условиями государственного контракта и соглашением между министерствами образования и науки России и Татарстана в том же году предполагались поставка и ввод в эксплуатацию 89 абонентских спутниковых станций на территории республики.


Согласно документам, представленным Министерством образования и науки РТ, в образовательных учреждениях Татарстана действительно установлено 89 комплектов спутникового оборудования. Но в настоящее время 43 из них не используются. В министерстве столь низкую эффективность использования оборудования объяснили двумя причинами: отсутствием спутниковой связи и невозможностью выхода в информационную сеть, необходимостью квалифицированного обучения работе со спутниковой станцией, консультаций специалистов. К аналогичным выводам пришли и специалисты Счетной палаты, правда, с небольшими оговорками. Так, по мнению ведущего инспектора контрольно-ревизионного управления палаты Андрея Ерашова, где-то причина – в устаревшем компьютере, а где-то неисправно и само оборудование.


Так, в Новокинерской средней школе Арского района спутниковая антенна принимает 12 радиостанций, а образовательные программы оказались недоступны из-за устаревшей модификации компьютера. В Лекаревской средней школе Елабужского района требуется настройка программного обеспечения, а в Большеметескинской средней школе Тюлячинского района при установке программы вышел из строя винчестер компьютера.


– Во многих проверенных учебных заведениях пользователи не обладают навыками работы с программой и не могут самостоятельно осуществить прием информации, – продолжает А.Ерашов. – В средней школе Лесхоза Сабинского района при установке спутникового оборудования специалистами были получены текстовой и звуковой файлы. Но специалисты уехали, и информация больше не поступала. Школьные же преподаватели не могут организовать прием сигнала. Такая же ситуация в Корноуховской средней школе Рыбнослободского района, в Высокогорской средней школе №2, Дубъязской средней школе Высокогорского района, Большенырсинской средней школе Тюлячинского района. В Большекибячинской школе Сабинского района информацию принимали в течение трех месяцев, в Верхнеуратьминской и в Благодатновской средних школах Нижнекамского района соответственно до мая и ноября 2004 года. Учителя не смогли ни самостоятельно продолжить прием информации, ни назвать объективные причины его отсутствия.


Как считает аудитор Счетной палаты РТ Дамир Шамгунов, основная причина низкой эффективности использования спутникового оборудования связана с отсутствием заинтересованности в конечном результате и взаимодействия между поставщиком – НПО “Кросна”, имеющим государственный контракт с Министерством образования и науки России на поставку спутникового оборудования, Министерством науки и образования Татарстана и сельскими школами республики. Положение усугубило отсутствие договоров между школами и поставщиком оборудования на техническое обслуживание.


– По результатам проведенных контрольных мероприятий мы направляем руководителям проверяемых коллективов предписания для устранения нарушений, – пояснил председатель Счетной палаты РТ Алексей Демидов. – Но данная проверка проводилась нашими специалистами в рамках соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между Счетными палатами России и Татарстана и была связана с использованием средств федерального бюджета на территории нашей республики. Поэтому материалы проверки нами направлены в Счетную палату России, где и будут сделаны необходимые выводы.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще