1

В малых селах останутся только начальные школы

Модернизация сети сельских школ Татарстана начнется в нынешнем году. Об этом во вторник на брифинге в Кабинете Министров заявил глава республиканского Министерства образования и науки Раис Шайхелисламов. По его словам, в течение 2005 года 24 малокомплектные школы (там, где учится менее сорока детей) из основных и средних превратятся в начальные. Всего же за три года процесс реструктуризации затронет 92 школы.


С 1 сентября 2005 года в 24 селах и деревнях Татарстана останутся только начальные школыС 1 сентября 2005 года в 24 селах и деревнях Татарстана останутся только начальные школы. Школьники среднего и старшего звена, которых сегодня в этих образовательных учреждениях насчитывается по одному-два человека на класс, в новом учебном году каждый день на вахтовых автобусах будут ездить на учебу в близлежащие населенные пункты, где расположатся так называемые базовые школы. Там, по замыслу авторов программы школьной модернизации, будут сосредоточены лучшие педагогические кадры и создана надлежащая материальная база для того, чтобы деревенские дети могли получать качественное образование.


Напомним: программа реструктуризации сельских школ была впервые представлена на заседании республиканского Правительства в декабре прошлого года. Ее появление в первую очередь было обусловлено сложной демографической ситуацией, которая привела к резкому сокращению учеников в деревенских школах. Сегодня на селе каждая третья средняя и каждая вторая основная (девятилетняя) школа относятся к категории малокомплектных.


Но, несмотря на все аргументы разработчиков программы, первоначально она была подвергнута достаточно резкой критике со стороны как глав районных администраций, так и парламентского Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам. Основные претензии сводились к следующему: в большинстве сельских районов отсутствуют нормальные дороги, а значит, сложно будет организовать безопасную перевозку детей. Кроме того, в результате модернизации без работы останутся более 500 педагогов.


По словам Раиса Шайхелисламова, многие из этих замечаний были учтены, и 4 марта программа модернизации сети сельских школ утверждена соответствующим постановлением Кабинета Министров. Предполагается, что за три года ее действия 92 основные и средние школы будут преобразованы в начальные: 24 — в первый год, 15 — во второй и 53 — в третий. Всего процесс реорганизации коснется 1978 школьников.


Ожидается, что уже в первый год экономия от нововведения составит 53 миллиона рублей. Но эти деньги только частично покроют затраты на перевозку детей, содержание автобусов и создание необходимых условий в базовых школах. Так что бюджету придется дополнительно раскошелиться на нужды сельских школьников — за три года бюджетные вливания в программу составят 130,5 миллиона рублей. Заметим, что в эту сумму не входит строительство дорог — оно должно финансироваться отдельно, в рамках соответствующей программы Дорожного фонда. Но поскольку дорожники еще не скорректировали свои планы с планами реорганизации сельских школ, решено было пока не трогать сельские образовательные учреждения в тех районах, где плохи дела с дорожным строительством.


Несмотря на то что программа принята, вопросы, связанные с ней, все же остаются. В первую очередь это касается педагогов, которые останутся без работы. Из 529 человек, по словам министра, 28 являются пенсионерами, 153 учителя без труда найдут себе работу в базовых школах. А вот 350 специалистов придется трудоустраивать.


— Мы уже дали задание всем руководителям районных отделов образования, чтобы они начали серьезную работу в этом направлении, — говорит Раис Шайхелисламов. — У нас сегодня в школах работает много пенсионеров, видимо, за счет них и будут подбираться вакансии для сокращенных учителей.


Еще один нерешенный пока вопрос — по какой схеме будут работать школьные автобусы? То ли это будет отдельная машина, полностью переданная на баланс базовой школы, то ли школьной администрации придется заключать договор на обслуживание с районным АТП.


Что касается освобождающихся школьных зданий, то их обещают поддерживать в рабочем состоянии, чтобы они в любой момент могли снова заработать в полную силу, ведь ожидается, что с 2009 года число детей школьного возраста в республике начнет прибавляться.