17 мая 2022

Экзамен для училища

Опубликовано: 18.02.2005 0:00

Проблемы начального профессионального образования стали одной из основных тем обсуждения на состоявшейся недавно коллегии республиканского Министерства образования и науки. Для того чтобы эффективно решать эти проблемы, в составе министерства образована новая структура — Департамент управления качеством начального и среднего профессионального образования. Кроме того, недавно республиканским правительством принята Программа развития начального профессионального образования на 2005-2008 годы.


Причины усиленного внимания руководства республики к проблеме профессионального образования вполне понятны. Правительство требует внедрять в экономику инновации, создавать высокотехнологичное производство, а в это время рабочие высшей квалификации (5 — 6 разряд) на татарстанских предприятиях составляют всего 15 процентов от общего числа работающих. И большинство из них — люди предпенсионного возраста.


Такое положение дел принято объяснять тем, что нынче школьники в большинстве своем стремятся получить высшее образование и мало кто хочет учиться в ПТУ или техникуме. Однако, по словам начальника Департамента управления качеством начального и среднего профессионального образования Александра Леонтьева, это не совсем так. Несмотря на сложные перестроечные и постперестроечные годы, Татарстану удалось сохранить число учреждений начального профессионального образования (сегодня их в республике 99), и число учащихся в них из года в год стабильно держится примерно на одном уровне — не растет, но и не падает. И это само по себе очень неплохо, потому как в Москве, к примеру, ситуация в этом плане просто аховая: там сегодня готовят в два раза меньше рабочих, чем в советское время.


Но почему же тогда нашей промышленности так остро не хватает специалистов, если готовят их в прежнем объеме? Одна из причин — дисбаланс между реальными потребностями производства и профилями и объемами подготовки в системе профтехучилищ.


— Подготовка у нас до сих пор велась стихийно, — заметил на минувшей коллегии минобра Премьер-министр республики Рустам Минниханов. — Что умеем, то и готовим, не обращая внимания на то, что нужно рынку.


— Действительно, из года в год наша система готовит специалистов по одним и тем же 186 специальностям, — говорит Александр Леонтьев. — В то же время есть много специальностей, которым мы не обучаем, потому что они не массовые. Например, сегодня во многих городах нужны озеленители. Совершенно не освоенная сфера — подготовка мастеров традиционных народных промыслов. При той масштабной реформе в сфере ЖКХ, которая проходит сегодня, крайне мало специалистов в этой отрасли. Если касаться сельских училищ, то совершенно не готовим профессионалов в области переработки и продвижения сельхозпродукции. Всем понятно, что наибольшая прибавочная стоимость создается именно на этапе переработки, а мы по инерции готовим только механизаторов и растениеводов…


Есть проблемы и с объемами подготовки. Скажем, фрезеровщиков сегодня выпускают почти в шестьдесят раз меньше, чем нужно заводам. Зато станочников широкого профиля, парикмахеров, учителей начальных классов — в избытке. Особенно ярко эту картину можно отследить на местном уровне. Например, в Тетюшском районе доярок приходится возить из Чувашии, а из стен местного ПТУ из года в год выходят сварщики, строители и кондитеры, которые потом не могут найти работу по специальности.


Еще одна больная тема для системы профобразования — материальная база учебных заведений. Трудно подготовить квалифицированного рабочего для высокотехнологичного производства, если обучать его на станках, созданных в прошлом веке. Да и кто будет его готовить? Сегодня в системе НПО (начального профессионального образования) пятая часть всех мастеров сами имеют за плечами только диплом ПТУ. Впрочем, если учесть, что средняя зарплата мастера — 2000 рублей, неудивительно, что педагоги здесь в очередь на работу не выстраиваются.


Эти и ряд других проблем и призван решать новый департамент. Благо сейчас появилась реальная возможность многое изменить: принятая правительством на ближайшие четыре года Программа развития начального профессионального образования предусматривает серьезное целевое финансирование — в общей сложности более миллиарда двухсот миллионов рублей. Часть денег пойдет на то, чтобы уже в этом году выделить всем училищам новую современную технику, значительно обновить их материальную базу. Кроме того, один из серьезных проектов, которые Министерство образования собирается реализовать в этой сфере — создание ресурсных центров.


— Понятно, что мы не сможем все 99 учреждений НПО быстро поднять до того уровня, который требует сегодняшнее производство, — говорит Александр Леонтьев. — Мы не можем, скажем, оснастить всех современными дорогостоящими станками. А в ресурсных центрах, услугами которых смогут пользоваться несколько близлежащих учреждений схожего профиля, такие станки будут, как и серьезное лабораторное оборудование. Они будут оснащены как традиционными библиотеками, так и мультимедийными информационными ресурсами. Занятия здесь станут проводить лучшие специалисты республики — из техникумов, из научно-исследовательских институтов, из министерства. Перед центрами ставится задача: обеспечить обучение по новым опережающим технологиям, чтобы потом наших выпускников не приходилось переучивать.


Уже в этом году таких центров в республике будет создано три: два многопрофильных сельскохозяйственных — на базе Пестречинского и Алексеевского профессиональных лицеев. Один — по отрасли машиностроения и металлообработки на базе Казанского профессионального училища №9. Планируется, что число ресурсных центров ежегодно будет расти.


Другой проект, который департамент собирается начать осуществлять с этого года, — объединение некоторых учреждений начального и среднего профобразования. На базе училищ и техникумов будут создаваться профессиональные колледжи. Это, считает А.Леонтьев, и престиж заведений повысит (одно дело — учиться в ПТУ, другое — в колледже), и позволит выстроить систему непрерывного образования. Кто-то проучится в таком колледже три года и получит диплом с рабочей квалификацией, ну а лучшие ученики перейдут на следующую ступень и выйдут из его стен с дипломом техникума.


Изменения коснутся и перечня специальностей, которым учат сегодня в профессиональных училищах и лицеях. Скажем, уже со следующего года начнут формировать группы тех же озеленителей, в которых так нуждаются крупные города республики. А где-то, наоборот, план приема будут сокращать. Например, в Чистополе из стен профучилища №18 ежегодно выходит 25 парикмахеров. А парикмахерских в городе всего семь. Теперь набор на эту специальность решено проводить раз в два-три года.


Еще одно новшество. До сих пор училища сами готовили специалистов, сами же и ставили им оценки при выпуске. Так, к примеру, токарь, окончивший казанское ПТУ и его коллега из какого-нибудь районного училища при одинаковых оценках в выпускных документах могли иметь совершенно разную подготовку. Теперь в республике планируется создавать независимые центры аттестации и сертификации выпускников профтехобразования, куда обязательно войдут представители предприятий. И оценивать выпускников будут по единым стандартам. Как в ГАИ: учат в разных местах, а экзамены принимают по единой форме. Тогда можно будет серьезно говорить о повышении качества образования в системе НПО.


Столь популярное нынче веяние развивать в бюджетных учреждениях внебюджетную деятельность не обойдет стороной и систему профессионального образования.


— Иметь у себя базу мастерских, цехов, подсобных хозяйств и не зарабатывать на этом, было бы неправильно, — говорит Александр Леонтьев.


И приводит в пример Заинский сельхозлицей, где за счет дополнительных доходов, полученных от реализации продукции подсобного хозяйства, создан мощный машинно-транспортный парк, какой и не в каждом колхозе встретишь. Кстати, многие училища и лицеи уже поставили на широкую ногу производственную деятельность, активно работают по заявкам предприятий, выпускают широкий спектр товаров. Некоторые учреждения зарабатывают на дополнительных образовательных услугах — проводят переквалификацию специалистов по заявкам Минтруда.


«Лишние» деньги предприимчивые директора пускают на развитие: на новое оборудование и, что немаловажно, на доплату педагогам. Ведь кадровый вопрос, как уже говорилось, в системе НПО — один из самых больных. Училища и лицеи сегодня укомплектованы педагогами лишь на 80 процентов. Мужчин среди них — меньше половины. Хорошо решается эта, да и ряд других проблем там, где отлажена связь с базовым предприятием, которое и доплаты мастерам производит, и учеников практикой обеспечивает, и стипендии им назначает, и на работу потом берет.


Но, к сожалению, не все республиканские предприятия с готовностью вкладывают силы и средства в подготовку кадров. Некоторые предпочитают брать уже готовых, обученных специалистов «с улицы». И получается, что те, кто сегодня активно поддерживает профтехучилища, оплачивают подготовку рабочих «за себя и за того парня». С такой постановкой вопроса в новом департаменте решительно не согласны. Правда, пока у Министерства образования нет реального механизма, который закрепил бы за предприятиями определенные обязательства перед системой НПО. А вот в некоторых западных странах для предприятий установлен специальный налог на образование. Во Франции, например, он составляет полпроцента от фонда оплаты труда. В Москве уже поговаривают о введении аналогичного налога, но уже в полтора процента. Так что не исключено, что нечто подобное будет сделано и в Татарстане.


Большую помощь системе НПО, по мнению Александра Леонтьева, могут оказать сегодня профильные школы. Напомним, создание таких школ — одно из приоритетных направлений развития республиканской системы образования в целом. Но было бы неправильно думать, что профильность обучения может относиться только к предвузовской подготовке.


— Задачи здесь стоят более широкие, — считает А. Леонтьев. — Профильная школа должна грамотно отбирать детей и помогать развивать им свои способности в той или иной области. Должна вестись серьезная профориентационная работа, чтобы дети смогли найти себе в будущем достойное применение в обществе.


Кстати, данные Минтруда Татарстана в последние годы убедительно показывают: квалифицированные рабочие — каменщики, токари, фрезеровщики — нынче куда более востребованы на предприятиях, нежели специалисты с высшим образованием. Так что сегодняшним школьникам есть над чем задуматься.

image_printРаспечатать

Автор статьи: ЧЕСНОКОВА Евгения
Выпуск: № 34 (25370)


Добавить комментарий

16.05.2022

Школьных умов палата

Казанские лицеисты стали авторами действующей медицинской разработки

У смарт-палаты, которая появилась в этом году в 7-й Казанской горбольнице, есть уникальная особенность: её разработали школьники из лицея КФУ.

2280
16.05.2022

Газпромовские ученики слетелись в Казань

Сегодня в культурном центре «Сайдаш» состоялось торжественное открытие V ежегодного слёта учащихся «Газпром-классов».

1810
16.05.2022

Рассказы о прошлом и будущем

В Национальной библиотеке прошёл фестиваль популяризации науки

Полные аудитории собирали в Национальной библиотеке РТ научно-популярные лекции о медицине, космосе, истории, экономике и многом другом, проходившие в рамках фестиваля популяризации науки Milmax Science Kazan – 2022.

1870
14.05.2022

Тугры президентам, услуги бизнесменам, знания студентам

В исламской институте рассказали о подготовке к празднованию 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией

Выставка каллиграфии, издание уникальных учебных пособий, реализация собственных экономических продуктов. Эти и другие проекты Российский исламский институт (Казань) приготовил в рамках празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией.

4620
13.05.2022

Журналистское образование отмечает юбилей

Медианеделя началась в Казанском федеральном университете. Она будет проходить по 20 мая.

6670

Мнение

Айрат ХАЙРУЛЛИН, министр цифрового развития госуправления, информационных технологий и связи РТ:


Интернет в нашей республике стал таким же привычным явлением, как газ, вода и электричество. В прошлом году запущена программа по проведению скоростного интернета на селе. К 346 населённым пунктам, где проживают по 200–300 человек, подвели оптику. Общий охват составил 40–50 тысяч пользователей. В этом году планируется подключить ещё сто тысяч домохозяйств.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров