Внедрять в школах профильную систему обучения, реформировать систему начального профессионального образования, разработать программу развития высшей школы – таковы основные задачи, которые ставит перед собой в наступившем году Министерство образования и науки Татарстана. Об этом говорили вчера на своей итоговой коллегии педагоги республики.
Коллегия министерства началась не совсем обычно – с презентации проекта “Создание научно-образовательной сети Республики Татарстан с подключением к сети Интернет”. Это, конечно, не было случайностью: серьезная работа по информатизации образовательных учреждений, которая ведется сегодня в республике, – пожалуй, одно из главных достижений нашего министерства в последние годы. Не случайно и в своем отчетном докладе министр Раис Шайхелисламов уделил этому вопросу особое внимание, подчеркнув, что сегодня в Татарстане один компьютер приходится на 25 учеников, тогда как в среднем по России это соотношение гораздо хуже: 1 к 59.
Еще одним достижением главный педагог республики назвал сохранение объемов капвложений на строительство новых школ – по этому показателю мы стабильно занимаем второе место по России после Москвы.
Но достижения достижениями, а проблем в образовании пока хватает. Среди основных, на которые надо обратить внимание, министр отметил ситуацию с сельскими школами – хотя вопрос об их “оптимизации” болезненно воспринимается на местах, но решать его надо. Надо также расширять эксперимент с переходом школ на систему профильного обучения, начиная при этом с предшкольной подготовки, чтобы иметь возможность в дальнейшем перейти на двенадцатилетнее школьное образование. Напомним: такое нововведение сейчас активно обсуждается на российском уровне.
Особое внимание министр уделил проблемам детей-инвалидов. Сейчас они практически выпадают из системы профессионального образования, а значит, не могут стать полноценными членами общества. Надо дать таким детям возможность учиться, благо современные информационные технологии это позволяют.
Необходимо также разработать программу высшего профессионального образования – сегодня эта отрасль испытывает серьезные трудности, связанные с оттоком молодых кадров. И здесь, как отметил присутствовавший на коллегии Премьер-министр республики Рустам Минниханов, особое внимание необходимо обратить на решение социальных проблем молодых ученых и преподавателей – особенно вопросов жилья.
Еще один серьезный момент – низкий уровень начального профессионального образования. Он пока не соответствует требованиям, которые выдвигают новые условия производства.
– Мы объявили, что создаем инфраструктуру для инноваций, – отметил Премьер-министр. – А инновации невозможны без высокой квалификации специалистов. И сегодня от вас требуется совершенно иное качество подготовки этих специалистов. (О том, что планирует министерство сделать в этой области, мы более подробно расскажем в одном из ближайших номеров.)
Рустам Минниханов также не оставил без внимания тему сельских школ, отметив, что проблему их оптимизации решать, конечно, надо, но при этом все должны четко понимать, что от наличия школы зависит жизнь деревни или села. Поэтому начальные школы надо сохранить везде.
Очень заинтересовало его предложение, с которым выступил на коллегии ректор КГТУ имени Туполева Геннадий Дегтярев. Оно заключалось в том, чтобы вузы и учреждения начального и среднего профессионального образования создавали интегрированные структуры – тогда можно будет на единой базе осуществлять подготовку специалистов сразу по трем уровням. Такая инициатива, отметил Рустам Минниханов, заслуживает серьезного внимания.
В целом же, отметил Премьер-министр, образование было и остается сферой приоритетного внимания правительства. Не случайно из всех социальных отраслей именно сюда традиционно направляется больше всего бюджетных средств. В этом году на нужды образования будет потрачено более 13 миллиардов рублей.
В заседании коллегии также приняли участие заместитель Премьер-министра РТ Зиля Валеева, руководитель аппарата Кабинета Министров РТ Ильдар Фаттахов и другие.