17 мая 2022

Краеведческий эксперимент

Опубликовано: 11.02.2005 0:00

information_items_1347368468

Интегрировать курс казаневедения во все предметы школьного цикла рекомендовано педагогам казанских школ. Пока этот предмет внедряется в образовательную программу в рамках эксперимента. Но уже готов макет учебника по новой дисциплине, рассчитанный на три возрастные группы: младшую, среднюю и старшую.


Идея ввести в программу общеобразовательных школ курс, который даст казанским детям представление об истории родного города, появилась у руководства городского управления образования около пяти лет назад. Все эти годы, по словам начальника управления Ильдара Галиахметова, специалисты Института повышения квалификации работников образования совместно с сотрудниками музея-заповедника «Казанский Кремль» разрабатывали проект учебника казаневедения. Причем разрабатывали его сразу в трех вариантах, так как понятно, что, скажем, учебники для малышей и для выпускников — это, как говорится, две большие разницы.


Сегодня макеты этих пособий готовы, и проекты их вскоре должны быть опубликованы для всеобщего обсуждения. Однако в управлении образования решили не дожидаться, пока новые книги утвердят. Поскольку до 1000-летия Казани времени осталось совсем немного, эксперимент по внедрению нового курса в образовательный и воспитательный процессы решено начать с первых дней 2005 года. Ильдар Галиахметов особо подчеркивает, что нововведение никак не повлияет на учебный план.


— Мы вовсе не собираемся вводить новый курс за счет сокращения других дисциплин, — говорит руководитель городского управления образования. — В нашем рекомендательном письме предлагаются разные варианты интегрирования сведений об истории Казани в различные дисциплины, в том числе и не связанные собственно с историческим процессом.


На практике это означает примерно следующее. На уроках русского языка ребенку в качестве диктанта могут предложить текст, так или иначе связанный с казанской историей. Малыши будут узнавать подробности из жизни родного города на уроках «Окружающий мир». А один из казанских учителей математики еще несколько лет назад предложил методическую разработку, в которой математические исчисления проводятся на краеведческих примерах. Скажем, если в Казанском Кремле в XV веке было n башен, а в XVIII — m, то на сколько увеличилось за это время число башен?


Помимо этих ноу-хау курс казаневедения предполагает и проведение большой внеклассной работы — экскурсии по городу, походы в музеи… Правда, этой работой классные руководители активно занимались и раньше. А вот среди новых интересных разработок, предложенных в этой части городским управлением образования, можно назвать, например, бумажные макеты, созданные одним из сотрудников музея-заповедника «Казанский Кремль». Дети могут сами вырезать и склеивать из бумаги башни Кремля — занятие, кстати сказать, для малышни, да и для подростков довольно увлекательное, особенно когда в результате выясняется, что ты собственными руками создал точное подобие одной из главных городских достопримечательностей. Кроме того, в Национальном музее создали серию плакатов, повествующих об истории Казани, которые могли бы занять достойное место на школьных стенах.


Чтобы донести основные принципы нового подхода к изучению родной истории до всех школ города, в декабре прошлого года на базе городского центра дополнительного образования были организованы курсы для педагогов-историков, где собрали по одному учителю от каждой школы. Более 180 человек, пройдя эти курсы, получили на руки диски с методическими рекомендациями и презентационными программами по казаневедению.


Предполагалось, что с января в школах уже начнут внедрять данный курс. Но пока, насколько нам удалось выяснить, далеко не все историки знают, что же именно записано на тех самых дисках. Кроме того, ряд учителей, побывавших на курсах, считают, что ничего нового они не узнали: в казанских школах и сегодня достаточно много времени уделяется истории родного города — в основном на уроках, посвященных истории Татарстана. Те же, кто уже ознакомился с содержанием дисков, считают, что программа, может, и хороша для старших классов, но для начальной школы сложновата. Малышу трудно с ходу разобраться в том, что такое, например, ханство или слобода, — все это требует отдельного разъяснения. И если вводить эти новые понятия в ходе уроков математики и русского, то время на их растолкование придется забирать у основного предмета. Так что сейчас педагоги думают над тем, как адаптировать этот курс для своих практических нужд и каким образом лучше внедрять его в предметы школьного цикла.


Тем временем тысячелетие Казани неуклонно приближается, и уже сейчас ясно, что те тридцать интегрированных в разные предметы часов, на которые был изначально рассчитан курс, выделить на него не удастся. Впрочем, в управлении образования не собираются завершать эксперимент с новой дисциплиной после того, как Казань отметит юбилей. Историю родного города каждый казанский школьник будет изучать и после августа 2005 года. Ну а в какой форме и с каким успехом внедрится казаневедение в учебный процесс — как водится, покажет время.

image_printРаспечатать

Автор статьи: ЧЕСНОКОВА Евгения
Выпуск: № 29 (25365)


Добавить комментарий

16.05.2022

Школьных умов палата

Казанские лицеисты стали авторами действующей медицинской разработки

У смарт-палаты, которая появилась в этом году в 7-й Казанской горбольнице, есть уникальная особенность: её разработали школьники из лицея КФУ.

1510
16.05.2022

Газпромовские ученики слетелись в Казань

Сегодня в культурном центре «Сайдаш» состоялось торжественное открытие V ежегодного слёта учащихся «Газпром-классов».

1360
16.05.2022

Рассказы о прошлом и будущем

В Национальной библиотеке прошёл фестиваль популяризации науки

Полные аудитории собирали в Национальной библиотеке РТ научно-популярные лекции о медицине, космосе, истории, экономике и многом другом, проходившие в рамках фестиваля популяризации науки Milmax Science Kazan – 2022.

1450
14.05.2022

Тугры президентам, услуги бизнесменам, знания студентам

В исламской институте рассказали о подготовке к празднованию 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией

Выставка каллиграфии, издание уникальных учебных пособий, реализация собственных экономических продуктов. Эти и другие проекты Российский исламский институт (Казань) приготовил в рамках празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией.

4550
13.05.2022

Журналистское образование отмечает юбилей

Медианеделя началась в Казанском федеральном университете. Она будет проходить по 20 мая.

6430

Мнение

Айрат ХАЙРУЛЛИН, министр цифрового развития госуправления, информационных технологий и связи РТ:


Интернет в нашей республике стал таким же привычным явлением, как газ, вода и электричество. В прошлом году запущена программа по проведению скоростного интернета на селе. К 346 населённым пунктам, где проживают по 200–300 человек, подвели оптику. Общий охват составил 40–50 тысяч пользователей. В этом году планируется подключить ещё сто тысяч домохозяйств.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров