Интегрировать курс казаневедения во все предметы школьного цикла рекомендовано педагогам казанских школ. Пока этот предмет внедряется в образовательную программу в рамках эксперимента. Но уже готов макет учебника по новой дисциплине, рассчитанный на три возрастные группы: младшую, среднюю и старшую.
Идея ввести в программу общеобразовательных школ курс, который даст казанским детям представление об истории родного города, появилась у руководства городского управления образования около пяти лет назад. Все эти годы, по словам начальника управления Ильдара Галиахметова, специалисты Института повышения квалификации работников образования совместно с сотрудниками музея-заповедника “Казанский Кремль” разрабатывали проект учебника казаневедения. Причем разрабатывали его сразу в трех вариантах, так как понятно, что, скажем, учебники для малышей и для выпускников – это, как говорится, две большие разницы.
Сегодня макеты этих пособий готовы, и проекты их вскоре должны быть опубликованы для всеобщего обсуждения. Однако в управлении образования решили не дожидаться, пока новые книги утвердят. Поскольку до 1000-летия Казани времени осталось совсем немного, эксперимент по внедрению нового курса в образовательный и воспитательный процессы решено начать с первых дней 2005 года. Ильдар Галиахметов особо подчеркивает, что нововведение никак не повлияет на учебный план.
– Мы вовсе не собираемся вводить новый курс за счет сокращения других дисциплин, – говорит руководитель городского управления образования. – В нашем рекомендательном письме предлагаются разные варианты интегрирования сведений об истории Казани в различные дисциплины, в том числе и не связанные собственно с историческим процессом.
На практике это означает примерно следующее. На уроках русского языка ребенку в качестве диктанта могут предложить текст, так или иначе связанный с казанской историей. Малыши будут узнавать подробности из жизни родного города на уроках “Окружающий мир”. А один из казанских учителей математики еще несколько лет назад предложил методическую разработку, в которой математические исчисления проводятся на краеведческих примерах. Скажем, если в Казанском Кремле в XV веке было n башен, а в XVIII – m, то на сколько увеличилось за это время число башен?
Помимо этих ноу-хау курс казаневедения предполагает и проведение большой внеклассной работы – экскурсии по городу, походы в музеи… Правда, этой работой классные руководители активно занимались и раньше. А вот среди новых интересных разработок, предложенных в этой части городским управлением образования, можно назвать, например, бумажные макеты, созданные одним из сотрудников музея-заповедника “Казанский Кремль”. Дети могут сами вырезать и склеивать из бумаги башни Кремля – занятие, кстати сказать, для малышни, да и для подростков довольно увлекательное, особенно когда в результате выясняется, что ты собственными руками создал точное подобие одной из главных городских достопримечательностей. Кроме того, в Национальном музее создали серию плакатов, повествующих об истории Казани, которые могли бы занять достойное место на школьных стенах.
Чтобы донести основные принципы нового подхода к изучению родной истории до всех школ города, в декабре прошлого года на базе городского центра дополнительного образования были организованы курсы для педагогов-историков, где собрали по одному учителю от каждой школы. Более 180 человек, пройдя эти курсы, получили на руки диски с методическими рекомендациями и презентационными программами по казаневедению.
Предполагалось, что с января в школах уже начнут внедрять данный курс. Но пока, насколько нам удалось выяснить, далеко не все историки знают, что же именно записано на тех самых дисках. Кроме того, ряд учителей, побывавших на курсах, считают, что ничего нового они не узнали: в казанских школах и сегодня достаточно много времени уделяется истории родного города – в основном на уроках, посвященных истории Татарстана. Те же, кто уже ознакомился с содержанием дисков, считают, что программа, может, и хороша для старших классов, но для начальной школы сложновата. Малышу трудно с ходу разобраться в том, что такое, например, ханство или слобода, – все это требует отдельного разъяснения. И если вводить эти новые понятия в ходе уроков математики и русского, то время на их растолкование придется забирать у основного предмета. Так что сейчас педагоги думают над тем, как адаптировать этот курс для своих практических нужд и каким образом лучше внедрять его в предметы школьного цикла.
Тем временем тысячелетие Казани неуклонно приближается, и уже сейчас ясно, что те тридцать интегрированных в разные предметы часов, на которые был изначально рассчитан курс, выделить на него не удастся. Впрочем, в управлении образования не собираются завершать эксперимент с новой дисциплиной после того, как Казань отметит юбилей. Историю родного города каждый казанский школьник будет изучать и после августа 2005 года. Ну а в какой форме и с каким успехом внедрится казаневедение в учебный процесс – как водится, покажет время.