Конкурс школьных научно-технических проектов “Поиск” проводится в Казани республиканским движением молодых ученых и специалистов совместно с Министерством по делам детей и молодежи и технопарком “Идея”. Уже через месяц школьники должны предоставить конкурсной комиссии готовые проекты, которые им затем предстоит защищать на экспертном совете.
Новые компьютерные программы, оригинальные макеты домов, оросительные системы для полива огородов, хитроумные схемы дверных переговорных устройств – это только некоторые плоды научно-технического творчества казанских школьников, родившиеся в процессе их участия в конкурсе “Поиск”.
Поскольку подобный конкурс проводится в республике впервые, в качестве экспериментальной площадки пока была выбрана лишь одна школа – казанская гимназия № 96. Выбрана не случайно – гимназия работает под патронатом КГТУ имени Туполева, и научно-техническое творчество для здешних гимназистов – понятие не новое. У них уже был ряд собственных наработок, а консультанты из технопарка “Идея” помогли им выбрать из них наиболее перспективные и расширить тему исследования до уровня серьезного инженерного проекта.
Помимо этого, в ходе работы подростки (в эксперименте участвуют ученики 7-11-го классов) получают консультации по планированию и бюджетированию проекта, их учат правильно оформлять работы для презентации в конкурсной комиссии. Ведь умение сопроводить научную разработку грамотной документацией, красиво оформить и подать свое изобретение – это тоже искусство.
– Очень важно, чтобы школьники представляли, для чего они делают ту или иную работу, чтобы они научились серьезно продумывать свои идеи и доводить их “до ума”, – говорит председатель совета молодых ученых Сергей Юшко. – По итогам “Поиска” призеры получат дипломы и призы, победителям оплатят подготовительные курсы в вузе. А мы получим готовую модель конкурса, которую затем можно будет апробировать во всех школах республики. Ведь не случайно японцы детей к научно-технической деятельности готовят именно со школы. В современных рыночных условиях необходимо максимально сократить срок от появления инновационной идеи до ее внедрения в практику, и здесь очень остро встает вопрос подготовки кадров, способных вести эту работу. Вот на таких конкурсах мы и попытаемся выращивать кадры, готовые активно внедрять инновации в жизнь. Так что “Поиск” – это не разовая, а долгосрочная акция.