Университет: жизнь после юбилея

Празднование двухсотлетия Казанского университета было шумным и пышным.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Празднование двухсотлетия Казанского университета было шумным и пышным. Вот только обновить ансамбль университетских зданий к юбилею полностью не удалось – многое из того, что планировалось, сделать не успели, и виной всему – нехватка средств. Однако в КГУ от своих планов не отказываются. О том, какие обновления ждут университетский комплекс в наступившем году, а также о более далеких перспективах нам рассказал проректор КГУ Рияз Минзарипов.


– Рияз Гатауллович, какие из прошлогодних неосуществленных планов намереваетесь завершить в этом году?


– Ближайшая задача – “довести до ума” ансамбль главного здания университета, который является памятником архитектуры федерального значения, и, конечно, привести в порядок “высотки”.


– Что именно планируется сделать?


– Если говорить о комплексе зданий главного корпуса, то мы, во-первых, чуть-чуть не доделали западный пристрой – там надо установить двери, поставить мебель, довести до ума окна, завершить “украшательские” работы. Во-вторых, восточное полуциркульное здание. С ним ситуация достаточно парадоксальная. Оно почти на семьдесят процентов изношено, и нам было бы в три раза дешевле его снести и построить новое, но это архитектурный памятник. Так что мы его сейчас полностью обновляем – заново штукатурим, меняем рамы… Вот как в западном полуциркульном здании сделали, где новый факультет журналистики, так же красиво надо сделать и восточное.


Кроме того, кое-какие работы остались во дворе главного здания – надо закончить ремонт астрономической лаборатории, благоустроить территорию двора.


– Что будет располагаться в восточном полуциркульном здании после ремонта?


– Мы там планируем разместить экономический факультет. Это один из крупнейших факультетов университета, на нем обучается почти 600 человек, а с учетом заочного отделения – еще больше. Сейчас они базируются во втором корпусе на третьем этаже, у них там всего четыре или пять помещений. Это очень мало.


– Что планируется делать в высотных зданиях?


– “Высотки” – это проблема. Там из-за больших окон летом невыносимая жара, а зимой холодно. Надо уменьшить оконные площади и одновременно утеплить здания. Снаружи будем их обшивать сэндвич-панелями. Причем сделать это надо так, чтобы было красиво, потому что сейчас, согласитесь, вид этих зданий, расположенных в центре города, никакого эстетического удовольствия не доставляет. Кроме того, внутри там надо заменить все коммуникации, провести капитальный ремонт.


– Какие средства на это запланированы?


– На одни только “высотки” требуется 170 – 180 миллионов рублей. Мы запросили у города около 350 миллионов – этого должно хватить на то, чтобы закончить все работы в главном здании и привести в порядок высотные корпуса. Поскольку финансирование в рамках федеральной целевой программы сохранения и развития исторической части Казани в этом году еще продолжается, надеемся, что какая-то часть денег по ФЦП достанется университету.


– И тогда успеете сделать все вышеперечисленное к тысячелетию города?


– Постараемся. Навести порядок в главном здании точно успеем, потому что основная часть работы там уже сделана. Успеем ли сделать “высотки”? Здесь предстоит очень большая работа, успех будет зависеть не только от финансирования, но и от усилий строителей.


– Как обстоят дела со строительством нового корпуса химфака?


– Площадка под его строительство уже готовится, в этом году начнем строить. Когда завершим – сейчас трудно сказать, все зависит от того, как пойдет финансирование, которое в данном случае берет на себя “Оргсинтез”.


– Каким будет новое здание?


– Оно будет “многоступенчатым”. Фасад, выходящий на улицу Кремлевскую – трехэтажный, это сделано для того, чтобы не нарушать архитектурный ансамбль улицы. А дальше этажность будет повышаться: четыре этажа, потом пять, шесть и, наконец, семь. Для университета большая проблема – наличие дополнительных площадей. За счет наращивания этажей площадь нового здания составит 12 тысяч квадратных метров. Для сравнения: площадь старого химкорпуса – 7 тысяч.


– А какова будет его судьба?


– Дело в том, что это здание изначально планировалось отдать гуманитарным факультетам. Сейчас химкорпус в аварийном состоянии, он строился в те же годы, что и общежитие на улице Николая Ершова, в котором два года назад рухнула стена. К тому же химики сплошь и рядом работают с довольно сильными растворами, так что все коммуникации там полностью изношены. Этому памятнику архитектуры республиканского значения требуется капитальный ремонт. И как только химфак переедет в новый корпус, старый будем реконструировать. После реставрации здесь планируем разместить два гуманитарных факультета – татфак и филфак. Наверное, еще кого-то сюда переселим, потому что у нас высотные здания очень сильно перегружены.


– Была еще идея построить новое здание на улице Профсоюзной…


– Там планировалось не одно здание, а целый блок – на углу Профсоюзной и Астрономической. Они должны были быть небольшими, трехэтажными, чтобы не закрывался фасад университета. Окончательно от этой идеи мы не отказались, но это, видимо, дело далекого будущего… Однако скоро нам будет передано здание музыкального факультета педуниверситета, что на улице Пушкина. Взамен этого университет уже выделил КГПУ 40 миллионов рублей из средств ФЦП на строительство одного из зданий в их новом учебном городке. Так что площади музфака мы выкупили, и там, скорее всего, разместятся еще два наших подразделения – Институт востоковедения и факультет международных отношений.


– Дойдут ли в обозримом будущем руки до загородной обсерватории? Ведь она в плачевном состоянии.


– Да, это факт. Административное здание обсерватории было построено в 1901 году. Библиотека – в 1936-м, здание самой обсерватории – в 1910-м. Капремонта все это время не было, так что требуются серьезная реконструкция и реставрация. Изыскательские и проектные работы там проведены, выявлено, что и как надо делать, но, к сожалению, с деньгами пока проблемы.


– А в каком состоянии студенческий лагерь на Кордоне?


– Многие домики там пришли в ветхое состояние, потому что зимой там не живут, а если в деревянных домах не жить постоянно, процесс разрушения идет быстрее. Десять – пятнадцать лет – и гниют. Большие дома для студентов мы ежегодно ремонтируем, они в более-менее нормальном состоянии. Что же касается домов для сотрудников, то ректорат принял решение: каждый год ставить два новых домика. Это нам по силам, и таким образом мы лет за 10 обновим весь лагерь.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще