Второго декабря 2004 года в “РТ” была опубликована статья А.Лексиной и Г.Абрамова о проблемах занятости в Чистополе. Прокомментирую лишь два предложения из этой статьи. Цитирую по источнику: “В скором времени на бирже труда ожидают и большого наплыва экологов, психологов. Их, заведомо невостребованных, готовят все филиалы институтов, базирующиеся в Чистополе”.
Рисуется прямо-таки апокалиптическая картина: толпы оборванных, оголодавших экологов и психологов, потрясая дипломами, штурмуют биржу труда, а растерянные сотрудники центра занятости не успевают переучивать их на востребованных парикмахеров и кочегаров, то бишь операторов котельных.
Есть ли здесь хоть слово правды? Подготовку экологов, к примеру, вузы не ведут вообще. По-видимому, авторы статьи имеют в виду подготовку кадров по специальности “Инженерная защита окружающей среды”, которую реализуют только в стенах филиала “Восток” КГТУ им. А.Н.Туполева. Не буду утомлять читателя пространными рассуждениями о том, в чем разница между экологом и инженером по вышеупомянутой специальности. Скажу лишь, что по этой специальности в Татарстане (в частности, в техническом и энергетическом университетах) готовить кадры начали лишь в 1999-2000 годах, предстоит первый выпуск. В республике пока нет ни одного инженера, которого специально учили бы разрабатывать, проектировать и правильно эксплуатировать разнообразные приборы для контроля за загрязнением воздуха, воды и почвы, устройства, которые очищают промышленные и бытовые выбросы и стоки от вредных веществ. Внедрение современных безотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий во всех отраслях экономики, которым посвящен другой материал того же номера газеты, также ляжет на плечи инженеров по этой специальности. Экономика страны на подъеме, а значит, будет расти и нагрузка на природу. Общемировая тенденция – развитие экологичных производств. Даже если сбудутся самые мрачные прогнозы и Россия останется сырьевым придатком Запада, инженерам по защите окружающей среды найдется работа на нефтепромыслах и вредных производствах.
Не вина, а беда вузов в том, что работодатели неохотно сотрудничают с ними в подготовке специалистов, предпочитая брать готовых, не вкладывая средства в их обучение. Собственную стратегию подготовки кадров в Чистополе имеют лишь ОАО ЧЧЗ “Восток”, РК “Вектор” и еще одна-две фирмы. Остальные “подбирают” то, что осталось, и брюзжат по поводу “не тех специалистов”.
Городу неразумно содержать карманный вуз для того, чтобы обеспечивать свою ежегодную потребность в двух-трех специалистах, причем по разным направлениям. Для этого есть целевая подготовка. Прогнозировать будущую потребность в тех или иных специалистах с высшим образованием должны не городские и районные органы – это как минимум республиканский и даже федеральный уровень. В высшей школе специалиста готовят 5-6 лет; открытию новой специальности, по крайней мере, в филиале “Восток”, предшествует несколько лет подготовительной работы. Давно рассчитано минимально целесообразное количество студентов, набираемое по новой специальности. На “дорогих”, требующих специального оборудования и оснащения направлениях это количество не может быть менее 17-19 человек, на менее затратных – от 12. При открытии данной специальности филиалом “Восток” учитывались потребности не только города, а всего Закамского региона республики.
Не могу удержаться и от реплики по поводу избытка экономистов, которых готовят все вузы Чистополя, да, наверное, и страны. У авторов статьи, по-видимому, экономист ассоциируется со стареньким колхозным счетоводом в очках и нарукавниках или инспектором горфинотдела годов этак пятидесятых прошлого века. Замечу, что ПТУ, техникумы и вузы города готовят все-таки “разных” экономистов. Филиал “Восток” КГТУ ведет подготовку менеджеров для машиностроительного комплекса, филиал КамПИ – для агропромышленного, филиал ИЭУП – кадры для банковской и кредитной сфер. Никто не готовит экономистов вообще, в вузах принята специализация.
И, наконец, еще об одной проблеме. Как принимают на работу в Чистополе и других малых и средних городах, где все друг друга знают? Практически единственный путь устроиться на более или менее оплачиваемую работу – это пресловутый “блат”: связи, протекция, рекомендация, причастность к “команде”. Разговоры о “не тех дипломах” – от лукавого. Хотелось бы посмотреть на выпускника Гарварда, пришедшего на чистопольскую биржу труда хотя бы для эксперимента. Уверяю, что ничего приличного ему там не предложат: раз чужой, то все занято.
Завершу фразой, которую позаимствовал в вашей газете из интервью с известной адвокатессой Л.Дмитриевской; не ручаюсь за дословность, но смысл такой: “Нет плохих специальностей, есть хорошие и плохие студенты”. Хороших специалистов рынок труда всегда востребует.
Олег ДОЛМАТОВ,
доцент КГТУ им.А.Н.Туполева.