Школьники Татарстана продолжают радовать своими успехами. На днях из Москвы, с VIII Всероссийской олимпиады по литературному краеведению вернулся десятиклассник казанской школы №111 Александр Громыко. Впервые участвуя в столь ответственном конкурсе, он вошел в число его призеров.
“Тема, к которой обратился автор, до сих пор в литературоведении не разрабатывалась” – говорится в рецензии специалистов Государственного литературного музея на олимпиадную работу казанского школьника Саши Громыко. И действительно, последовательно проследить тему лошади в произведениях Льва Николаевича Толстого пока что никто не брался. Конечно, о главной толстовской лошади – знаменитом Холстомере писали много. Но ведь эти красивые и гордые животные неоднократно появляются и в других произведениях великого писателя и играют там, как выяснилось, не последнюю роль.
Обратиться к необычной теме Сашиной учительнице Марии Петровне Шмаковой предложила директор казанского музея Толстого Светлана Коновалова. Как известно, часть жизни Льва Николаевича прошла в Казани, а поскольку музей его в нашем городе только создается и экспозиция его еще окончательно не сформировалась, новые исследования могли бы, по мнению директора, пополнить ее интересным материалом.
Работа над неисследованной темой требует нестандартного подхода. Поэтому Мария Петровна решила предложить ее Саше Громыко, чьи сочинения всегда отличались оригинальностью мысли. Уходя на летние каникулы, мальчик получил задание – прочитать “Войну и мир”, “Анну Каренину”, трилогию “Детство. Отрочество. Юность”, повесть “Казаки”, рассказ “Холстомер”, биографию писателя, еще несколько небольших произведений…
– Как же, – спрашиваю, – ты все это успел?
– А я поделил количество страниц во всех книгах на количество летних дней, чтобы знать, сколько надо прочитать за день, – отвечает Саша.
Заметим, что читал он не с утра до вечера, а в перерывах между заготовкой сена, пастьбой коров и овец, купанием в речке – всеми теми обычными делами, которыми занимается, когда живет у дедушки в деревне. Но к осени литературное задание было выполнено.
– А не тяжело было осилить за три месяца практически все главные книги Толстого?
– Нет, мне Толстой понравился! И читать было интересно.
А “лошадиная тема” настолько увлекла Сашу, что, вернувшись осенью в Казань, он стал ходить на ипподром. Ему и раньше, в той же деревне, приходилось наблюдать за этими благородными животными, теперь же наблюдения подкреплялись интересом исследователя.
– Лошади совсем как люди, – делится он своими выводами. – Бывают добрыми, злыми, упрямыми… И у Толстого все это отражено.
Оказывается, если внимательно вчитаться, действительно можно найти сходство между переживаниями жеребенка Холстомера и мальчика Николеньки из повести “Детство”. А героическое поведение и гибель лошадей в батальных сценах “Войны и мира” описаны пусть немногословно, но подчас с не меньшим трагизмом, чем людские судьбы. Эти и многие другие Сашины наблюдения по достоинству оценила высокая московская комиссия, отметив, что научная работа “отличается четкостью и точностью”.
Кстати, нынешний успех для 111-й школы и учительницы Марии Шмаковой – не первый. На прошлогодней Всероссийской олимпиаде по литературному краеведению ученица Марии Петровны, Сашина одноклассница Алина Гайнуллова также стала призером. Ее научная работа была посвящена еще одному писателю, имя которого связано с Казанью, – Сергею Аксакову.
Ну а что касается юного литературоведа Александра Громыко, то он считает, что свою тему до конца еще не доработал. Сейчас он собирается проанализировать другие произведения великого классика и представить дополненное исследование на научной конференции в Казанском университете.