Что ЕГЭ грядущий нам готовит

Эксперимент с введением Единого государственного экзамена (ЕГЭ), который проводится в стране уже четвертый год, наконец дошел и до Татарстана.

Автор статьи: Николай ТУГАНОВ

Эксперимент с введением Единого государственного экзамена (ЕГЭ), который проводится в стране уже четвертый год, наконец дошел и до Татарстана. Летом 2005 года все школьники республики будут сдавать обязательный ЕГЭ по математике. Еще четыре предмета – физику, химию, историю и русский язык – можно выбирать: экзамен либо в традиционной форме, либо по программе ЕГЭ. Таким образом, наша республика нынче войдет в число 78 регионов России, которые принимают участие в эксперименте.


Экзамены нового типа

Придя этим летом в школу на экзамен по математике, татарстанские выпускники получат не традиционные контрольные работы в двух вариантах, а набор тестов, которые для каждого из них компьютер выбирает индивидуально, что называется, “методом тыка”. Из нескольких десятков тысяч заданий, разработанных на федеральном уровне и отражающих весь курс школьной математической программы, каждому ученику достанется двадцать семь. К тому времени, когда эти ребятишки дойдут до выпускного класса, ЕГЭ, возможно, из эксперимента превратится в правило


Все вопросы и задания делятся на три типа. А – это задания, ответ на которые необходимо выбрать из четырех предложенных вариантов. В – задания, предполагающие самостоятельный, но краткий ответ (одно слово или одно число). Наконец, С – задания, требующие развернутого свободного ответа (либо словесное обоснование, либо математический вывод). На все задания отводятся четыре часа.


Если помимо математики выпускник (уже по собственному желанию) захочет сдать ЕГЭ по физике, истории, химии или русскому языку, то суть его будет та же – ответы на тесты, сгруппированные по трем типам. Разница лишь в количестве заданий и времени, которое на них выделяется.


ЕГЭ бояться – в институт не ходить

Что же дает введение ЕГЭ? Напомним, что результаты единого госэкзамена учитываются одновременно и как итоговые оценки в школьных аттестатах, и как вступительные при поступлении в вузы (естественно, только те, которые тоже участвуют в эксперименте). Нынче решением совета ректоров все вузы республики согласились отдать под эксперимент половину своих бюджетных мест. Так что если для поступления на тот или иной факультет надо сдать, например, математику и физику, то выпускнику, выбравшему, помимо обязательной математики, ЕГЭ еще и по физике, и набравшему высокое число баллов, эти два экзамена в институте зачтут автоматически. Еще проще медалистам: получил на ЕГЭ свою пятерку по профильному предмету – и нет необходимости подтверждать ее при поступлении.


– Для детей, да и для всей семьи, сразу же снижается стресс, связанный с окончанием школы, – говорит заместитель министра науки и образования РТ Людмила Нугуманова. – Ведь теперь им не придется два раза сдавать одни и те же экзамены. Если они хотят поступать в вуз в другом городе, им не надо будет туда ехать: набрав проходное количество баллов, они автоматически становятся студентами.


Будем объективны!

– Кроме того, с введением ЕГЭ увеличивается объективность оценки знаний, – продолжает Л.Нугуманова. – Наша сегодняшняя пятибалльная система несовершенна. Например, среди так называемых ударников могут быть как те, кому чуть-чуть не хватило до медали, так и те, кто с трудом “выкарабкивается” из троек.


Действительно, вместо привычной схемы ЕГЭ предполагает стобалльную систему оценок. Для того чтобы заработать “отлично” в аттестат, ученик должен набрать на тестах больше 70 баллов. От 50 до 70 баллов (с небольшими отклонениями в разных дисциплинах) – это “хорошо”, от 30 до 50 – “трояк”. И эта система едина для всей страны, так что есть реальная возможность сравнивать уровень подготовки детей из разных концов России.


Заметим, что тем, кто наберет на экзамене меньше 30 баллов, сегодня ничего не грозит – пока единый экзамен остается в ранге эксперимента, действует правило, по которому такой выпускник все равно получит свой “троечный” аттестат. А вот с 2008 года, когда ЕГЭ планируется перевести на обязательную основу, экзамены в этом случае придется пересдавать на следующий год.


Говоря о большей объективности системы Единого госэкзамена, нельзя не вспомнить о том, что тесты поступают на проверку в зашифрованном виде, то есть проверяющие не видят, кто именно выполнил задания. Так что не исключено, что “липовые” отличники, которых учителя изо всех сил тянули на пятерки, не подтвердят свои высокие баллы. В то же время ребенок, не нашедший взаимопонимания с учителем (согласитесь, такое бывает), может получить более высокую оценку, чем та, которую ему многие годы выставляли в школьный журнал.


Что имеем в пассиве?

По признанию Людмилы Нугумановой, как и у любого эксперимента, у ЕГЭ есть свои минусы. Не случайно до сих пор на федеральном уровне нет единого мнения в оценке результатов уже проделанной работы. Видимо, именно поэтому на федеральном уровне не торопятся превращать единый госэкзамен в “обязаловку”: его всероссийское внедрение отложено с 2006 на 2008 год.


Один из спорных вопросов, который постоянно и активно обсуждается на всероссийском уровне, – несовершенство самих заданий, так называемых КИМов (контрольно-измерительных материалов). Их называют слишком сложными, считают, что вопросы часто формулируются некорректно. Особенно это касается вопросов типа “С”. На прошедшем недавно всероссийском совещании, где подводились итоги работы по ЕГЭ в 2004 году (участие в нем принимала и делегация Татарстана), специалисты обещали, что работа над КИМами будет вестись постоянно, с учетом всех критических замечаний.


– Практика других регионов показывает, что по большинству предметов половина школьников справляется, – замечает по этому поводу Людмила Нугуманова. – Это нормально для тестового метода, который не предполагает стопроцентный результат. А более сложные задания дают возможность проявить себя тем, кто претендует на учебу в престижных вузах. В то же время раз заданий много, то и риск несправедливой оценки из-за “несчастливого билета” резко сокращается. ЕГЭ дает детям больше уверенности в своих силах, чем жесткий экзамен в “чужом” вузе с элементами лотереи. Между прочим, в вузах, которые уже участвуют в эксперименте, отмечают, что дети, поступившие по результатам ЕГЭ, успешно учатся, подтверждают свои оценки.


Еще один “проблемный” вопрос – сложность самой схемы проведения единого экзамена. Судите сами. Готовые работы сначала проверят на республиканском уровне – для этого в Татарстане в ближайшее время будет создан республиканский центр мониторинга качества образования. После того как результаты тестов обработают на месте, они сканируются и в электронном виде передаются в Москву, где их еще раз проверяет единая компьютерная система. Только после этого работы сертифицируются и получают итоговый результат в баллах. Затем они отправляются “на родину”, расшифровываются, и дети узнают, наконец, свои оценки.


– Во время экзаменов республиканский центр мониторинга будет работать круглосуточно, – обещает заместитель министра образования. – В любом случае, результаты дети получат до того, как придет пора подавать документы в институт.


Вообще, по мнению Л.Нугумановой, эксперимент на то и эксперимент, чтобы на практике отработать все возникающие проблемы. А опыт других регионов по введению ЕГЭ показывает, что плюсов здесь все же больше.


Пора готовиться

Любопытно, что не только выпускники этого года смогут сдать единый госэкзамен. В июле пойдет так называемая “вторая волна” ЕГЭ. Тестирование по общероссийскому образцу смогут пройти те, кто закончил школу в прошлом году, но не поступил в институт, а также те, кто в школе сдал экзамен по тому или иному предмету в традиционной форме, а потом передумал и решил попробовать свои силы в ЕГЭ – например, для того, чтобы облегчить поступление в вуз.


Кстати, предварительные опросы по Татарстану показывают, что из 58,5 тысячи нынешних выпускников более 40 тысяч уже решили, что, кроме математики, они будут сдавать ЕГЭ еще как минимум по одному предмету. По признанию Л.Нугумановой, в Министерстве образования и науки не ожидали, что их будет так много. И считают это добрым знаком: значит, главные заинтересованные лица отнеслись к нововведению лояльно. У тех, кто еще не определился, хочет ли он сдавать часть экзаменов в экспериментальной форме, есть время – о своем желании надо заявить до 25 апреля.


После того как откроется центр мониторинга образования, школьники смогут по желанию пройти там пробное тестирование. Вообще же, на федеральном уровне для всех участников ЕГЭ предусмотрено проведение пробного экзамена, так что у детей будет возможность проверить свои силы, а у учителей – время, чтобы обратить внимание на слабые моменты в подготовке учеников.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще