Любви к Родине надо учить

Директору музея-комплекса Казанской средней школы №126 Лилии Лузговой почтальон принес заказное письмо в большом конверте.

Автор статьи: Валерий ЯКОВЛЕВ

Директору музея-комплекса Казанской средней школы №126 Лилии Лузговой почтальон принес заказное письмо в большом конверте. Судя по обратному адресу, отправлено оно было из воинской части. Лилия Павловна подозвала кого-то из учениц, сказала ей о письме, а сама собралась распечатать конверт. Вскоре директора обступили активисты музея. Весть о письме среди них разошлась мгновенно. Всем не терпелось его прочитать.


История с письмом началась с намерения создать в школьном музее зал пограничной службы. Лилия Павловна пошла в военкомат и попросила там адреса частей, где служат ребята из республики. Военные снабдили директора музея тремя десятками адресов. И началась в школе работа…


Ученики написали коллективные письма на погранзаставы. Просили прислать фотографии Дети пишут письмо пограничникамземляков, рассказать об их службе, о жизни на границе. Прошло немало времени, прежде чем послания из 126-й казанской школы дошли до адресатов (Россия-то огромная). Не скоро пришли и ответы. Видимо, командиры частей долго соображали, в чем дело. Не каждый день в гарнизон приходят коллективные письма от детей. Но когда все прояснилось, в школу хлынул поток бандеролей, дискет с фотографиями, буклетов, характеристик на солдат из Татарстана.


Как-то даже в гости приехал матрос-пограничник, ходивший в море на сторожевом корабле, и произвел в школе настоящий фурор. Рассказывают, сначала дети потрогали его руками: настоящий или нет? Когда убедились, что матрос подлинный, засыпали вопросами.


– Можно ли у вас служить девушкам? – поинтересовалась старшеклассница Юля.


– Уж не женами ли? – хитро прищурился матрос.


– Пограничницей… – не растерялась Юля.


– Вообще-то, девушек в море мы не берем, – ответил гость. – Вот на берегу служить – это пожалуйста. Нужны радисты, повара.


Что не успел сделать генерал

Вообще-то музей в 126-й казанской школе открылся еще в 1967 году. Было в нем два зала: революционной и трудовой славы и истории Великой Отечественной Войны. Инициаторами создания музея выступили преподаватели-фронтовики. Конечно, их больше интересовал военный зал. Директор школы Антонина Бавыкина, завуч Петр Власов, историк Владимир Фефелов очень старались обогатить его экспонатами. Бывшие фронтовики были убеждены, что для воспитания подрастающего поколения в духе любви к Родине зал военной истории школе просто необходим.


В 1991 году музей возглавил новый директор, уже знакомая нам Лилия Павловна Лузгова, до этого много лет преподававшая в школе физику. Она и ее коллеги-учителя решили реформировать музей. Сначала здесь отказались от зала революционной и трудовой славы. В новое время он себя полностью исчерпал и был переоборудован в зал “Казань – столица Татарстана”. Затем в школьном музее появились историко-этнографическая экспозиция и зал “Культура народов Татарстана”.


Удивительно, что произошло это в драматическое время, когда многие подобные учреждения в России влачили жалкое существование. Лилия Лузгова искала и находила спонсоров, добивалась встреч с руководителями разного ранга. В результате в девяностые годы школьный музей разросся, стал музеем-комплексом.


Накануне 55-летия Дня Победы Лилия Павловна обратилась за помощью к руководителю Республиканского комитета ветеранов войны и военной службы генерал-майору Владимиру Саидгарееву. Директор музея пыталась найти средства на реконструкцию военного зала, оформление которого за долгие годы устарело. Легендарный генерал-пограничник был ее последней надеждой. В.Саидгареев выслушал Лилию Павловну и… уже через час был в школе. Его так заинтересовал музей, что он решил посмотреть все своими глазами. Он встретился со школьниками и послушал их рассказы о Великой Отечественной войне: дети прекрасно владели темой! Это глубоко тронуло генерала. Прощаясь, он обещал помочь и сдержал слово: вскоре в школьном музее была проведена реконструкция.


Генерал еще не раз приходил сюда, проводил уроки мужества. Вместе с ним в школьном музее побывали капитан


1-го ранга командир группы пограничных катеров и кораблей Лерун Сайфуллин и командир отдельной авиационной части погранвойск полковник Рафик Шакирзянов. Вслед за ними в школьный музей потянулись их коллеги по военному ремеслу. Кто-то из пограничников подарил Лилии Лузговой вещи, которые могли быть интересны музею, кто-то рассказывал школьникам о службе на границе. Так сама собой возникла идея создания зала, посвященного пограничникам. Но в 2003 году генерал-майор Владимир Саидгареев скончался, и дело застопорилось.


По словам Лилии Лузговой, материала для открытия зала пограничной службы уже накопилось достаточно. Подготовлены эскизы, даже смета. Но, как всегда, нет денег.


– Эх, – сетует директор музея, – был бы жив генерал, давно бы “пробил” все вопросы.


Наследие, которое удалось сберечь

В зале истории Великой Отечественной войны школьного музея несколько крупных экспозиций. Это “Брестская крепость”, “Сражение под Смоленском”, “Битва за Москву”, “900 дней блокады”. Обычно с них посетители начинают осматривать музей. Затем их ожидают экспозиции “От Сталинграда – до Берлина”, “Наши учителя – участники Великой Отечественной войны”, “Герои Советского Союза – сыны Татарстана”. Здесь собраны уникальные материалы: письма, фотографии, планшеты, котелки, каски, гильзы от снарядов и патронов, военная форма тех лет, искореженное оружие. Много лет все это собиралось и бережно хранилось.


В советское время военный зал музея жил очень насыщенной жизнью. Здесь проводили уроки истории, встречи учеников с ветеранами. Беседы, рассказы о войне стали здесь традицией. Трудно сказать, сколь часто в школе произносилось слово “патриотизм”. Но то, что для преподавателей-фронтовиков и их учеников оно не было пустым звуком, – это факт. Менялось время, но здесь осталось незыблемым понимание значимости и важности патриотического воспитания. Ветераны по-прежнему встречались в школьном музее с учениками. Материалы о Великой Отечественной войне не покрывались пылью – изучались.


Между тем долгие годы в стране отсутствовала внятная идеология. Многие образовательные учреждения о патриотическом воспитании просто забыли. У нас ведь как получается? Время от времени в России слово “патриотизм” становится чуть ли не ругательным. В эпоху демократических преобразований это понятие стало рудиментом большевистской империи! Представьте школьного учителя, говорящего на этом фоне о любви к Родине, необходимости ее защищать. Много ли у него было вдохновения?


Сегодня, когда террористы много раз и больно ударили по России, важность патриотического воспитания уже не подвергается сомнению. Никто в мире не станет бить нашей стране поклоны, пока прежде мы сами не научимся ее уважать. В этом смысле пример 126-й школы показателен. Переписка учеников с пограничниками – живая, интересная работа. Чем не замечательная форма патриотического воспитания?


Пишите письма…

Пока директор музея ищет деньги для открытия нового зала, школьники продолжают переписку с пограничниками. Этим делом увлечены ученики и младших и старших классов. Висит в музее карта России, вся испещрена точечками и красными линиями. Это схема обмена корреспонденцией. Выглядит внушительно! Чтобы избежать пустословия, школьники согласились придерживаться приоритетной темы – грядущего 1000-летия Казани. Гуляя по городу, они замечают изменения, связанные с юбилеем: строительство новых домов, благоустройство дорог. Затем излагают это в своих сочинениях и отправляют в далекие гарнизоны. Идея, целью которой было получение фактического материала для музея, перерастает в нечто большее. Во что это выльется – в дружбу, новую традицию? Время покажет.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще