Два века казанской науки

Уважаемые читатели!

Уважаемые читатели! В канун 200-летия Казанского государственного университета наша газета совместно с Республиканской юношеской библиотекой предлагает принять участие в конкурсе, который посвящен грядущему в ноябре юбилею крупнейшего вуза республики и Поволжья. Тема конкурса – прошлое и настоящее КГУ, его архитектура, великие ученые, открытия, сделанные в стенах этого учебного заведения, события вокруг него.


Не сомневаемся, что участие в нашем творческом соревновании будет и приятным занятием, и полезной тренировкой ума. Как всегда, мы особо рассчитываем на участие школьников и учащейся молодежи. Приветствуются семейные ответы – обещаем, что они будут отмечены особо.


Конкурс пройдет в несколько туров. Сегодня мы публикуем вопросы первого из них. Результаты будем подводить по мере поступления ответов, но каждый раз на их подготовку у читателей будет не более месяца (срок жюри определит по штемпелю на конверте). В конце сентября одновременно с очередным заданием мы опубликуем ответы на вопросы первого тура. Окончательные результаты конкурса планируем подвести в ноябре на награждении победителей в стенах Республиканской юношеской библиотеки. Авторов лучших и наиболее полных ответов ждут призы.


Присылать ответы нужно на адрес редакции (420066, Казань, а/я 41, отдел писем), сделав на конверте пометку: “КГУ – 200 лет”.
Телефоны для справок: 92-31-62 и 44-12-62.


Итак, вопросы первого тура.


1. Лепные украшения над входными дверями в главное здание университета представляют собой сову, сидящую на рыцарском шлеме. Известно, что сова – символ мудрости. Но толкование символа этим не ограничивается. Пожалуйста, дополните его.


2. Всю правую сторону второго квартала улицы Кремлевской от Кремля занимает длинное двухэтажное здание геологического факультета университета. Это одно из старейших гражданских сооружений XVIII века. В прошлом здесь располагалось другое учебное заведение. Известно, что в нем 15 лет преподавал татарский язык Каюм Насыри, среди воспитанников были прославленный синолог, друг Пушкина И.Бичурин, профессор-бунтарь А.Щапов. Назовите это учебное заведение и расскажите о его истории.


3. Казанский Императорский университет был основан на базе и традициях другого известного учебного заведения нашего города. Какого?


4. Первым профессором (ректором) Казанского университета был человек, оставивший о себе противоречивые сведения. Немцы, которые служили в университете, удивлялись: как может здесь командовать человек, “совсем не знающий университетского организму”? И в то же время этот человек мечтал о том, чтобы университет развивался и строился, занимался его реконструкцией, делал наброски плана, зарисовки. Кто он?


5. В основе проекта главного корпуса университета архитектора П.Пятницкого лежало соединение двух существующих зданий. Каких зданий, каким образом?


6. В 30-х годах XIX века над проектированием зданий университета работал ученик А.Воронихина архитектор М.Коринфский. Его творения находятся во дворе университета. Перечислите их.


7. Монументальность, стройность фасаду главного здания университета придают элементы классической архитектуры. Сколько портиков и колонн у главного здания КГУ?


8. В 1808 году в Казанском университете было всего 4 отделения (факультета). Одно из них именовалось отделением физических и математических наук. Как назывались другие? Сколько факультетов в КГУ сейчас?


9. Какой срок обучения был установлен для студентов Казанского университета при его открытии?


10. Император Александр I подписал два важных документа, касающихся Казани, которые в дальнейшем во многом определили развитие города. Одним из них был указ об основании в Казани университета. При этом были подписаны “Утвердительная грамота” и “Устав Казанского Императорского университета”. А чего касался второй указ?


11. Направленный в Казанский университет в качестве ревизора реакционер Магницкий в докладной записке заключил: университет уничтожить путем публичного разрушения. Резолюция Александра I была лаконичной: “Зачем разрушать, можно…” Продолжите фразу императора.


12. Чем отличались казеннокоштные студенты университета от своекоштных?


Желаем удачи!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще