Выпускников много. Специалистов не хватает

Вчера в Кремле состоялось заседание Совета безопасности РТ, на котором обсуждалась проблема инновационного образования.

Автор статьи: Елена ТАРАН

Вчера в Кремле состоялось заседание Совета безопасности РТ, на котором обсуждалась проблема инновационного образования.


На заре советской власти Иосиф Сталин выбросил в массы лозунг: “Кадры решают все”. В те времена вузы можно было пересчитать по пальцам, училища и техникумы создавались на голом месте, взрослые люди садились за парты, чтобы учиться писать и читать. Минуло столько лет, а мы опять решаем проблему кадров, только на ином качественном уровне.


Инновационное развитие экономики, о котором сегодня говорит каждый руководитель, потребовало принципиально иных кадров. Нынешние выпускники вузов не удовлетворяют требованиям сегодняшнего дня. По сути, на предприятия приходят дипломированные специалисты без образования, отметил, открывая заседание Совета безопасности РТ, Президент Минтимер Шаймиев. Мы готовим столько специалистов, что подумать страшно. У всех дипломы – на любой вкус и цвет, а квалифицированных кадров мало. Это обстоятельство стало тормозом для экономики, ориентированной на инновационное развитие.


Поэтому нам необходимо грамотно выстроить систему образования, которая включала бы не только студентов вузов и техникумов, но и старшеклассников, продолжил Минтимер Шаймиев. В интеграции с вузами должны быть и предприятия, научные институты. Если потребуется, то мы готовы подключить профессорско-преподавательские кадры из-за рубежа, готовы направлять своих студентов в лучшие учебные заведения Европы и США.


Самое страшное в инновационной деятельности, отметила в своем докладе вице-премьер Зиля Валеева,- это то, что все думают, будто прекрасно в ней разбираются. Между тем инновация – это новшество, а инновационное образование – это та часть образования, которая обеспечивает кадрами экономику, нацеленную на инновации. Экономисты подсчитали, что ежегодный инновационный рост валового регионального продукта в республике составляет два процента. Вот этот рост и должны обеспечить “инновационные” кадры.


В ряде вузов республики есть элементы инновационного образования, однако не выстроено стройной системы. Более того, высшее образование, как показывает статистика, ориентируется, скорее, на модные профессии, нежели на потребности экономики. В докладе Зили Валеевой прозвучали такие цифры. Экономике Татарстана необходимы квалифицированные рабочие (74 процента), выпускники средних специальных учебных заведений (19 процентов) и специалисты с высшим образованием (7 процентов). Кого же мы готовим на практике? Выпускники вузов составляют 62 процента, средних специальных учебных заведений – 23 процента, остальные – рабочие. Поэтому специалисты с дипломами и не могут трудоустроиться, мест для них просто нет.


Другая проблема – в качестве образования: 10 вузов республики готовят психологов, 18 – юристов, 30 вузов взращивают экономистов. Зачем нам столько психологов, удивлялся Президент, у нас что, столько больных? Теперь мне понятно, почему суды завалены делами: да потому, что грамотного, толкового юриста трудно найти в огромной армии выученных специалистов.


Правительство далеко от мысли закрывать “лишние” вузы. Но 80 высших учебных заведений (коммерческих и государственных) на одну республику, наверное, многовато. Подготовленные кадры должны быть востребованы, но этого сегодня не происходит. Мы же ломаем судьбы молодых людей, обучая их специальности, которая никогда им в жизни не пригодится. Это, как ни печально, выброшенные на ветер время и деньги. И в большинстве случаев это деньги населения, отметила Зиля Валеева, 58,2 процента выпускников сами оплачивают свое образование. Выходит, что заплатили они не за те знания.


По статистике 10-12 процентов студентов (а это более 4,5 тысячи человек) отчисляются из вузов за неуспеваемость. При этом нерадивых студентов выгоняют только из государственных вузов. Негосударственные доводят такого горе-студента до выпуска. Представляете, какой юрист, экономист или психолог придет в суд, на производство или в школу?


Более того, и у успешных студентов могут быть проблемы на рабочем месте, потому что 49 процентов (!) преподавателей читают предметы, которые не соответствуют их образованию. Разве они могут подготовить востребованные кадры, тем более в области инновации?


Сегодня, считает Зиля Валеева, пришло время создать в республике центр инновационного образования. Можно было бы возложить эти функции на Министерство образования РТ, но нужно смотреть правде в лицо: это ведомство сегодня занимается только школами. Здесь же нужно вторгаться в сферу деятельности вузов, а многие из них подчиняются федеральному центру. Но это до поры до времени, заметил Минтимер Шаймиев, политика Москвы направлена на то, чтобы передать вузы под крыло регионов.


В условиях, когда отсутствует стратегия инновационного образования, высшие учебные заведения самостоятельно выходят из положения. Казанский технологический университет, по словам его ректора Сергея Дьяконова, заключает договоры с предприятиями на подготовку специалистов, учитывая потребности товаропроизводителей. А предприятия помогают университету с оборудованием, забирают студентов на практику. По такой схеме работают с вузом “Нижнекамскнефтехим”, “Татнефть”, Министерство по чрезвычайным ситуациям РТ. Более того, университет сам стал открывать предприятия, где реализуются инновационные идеи студентов и аспирантов.


Подготовка кадров идет и на базе технопарка “Идея”, в центре инновационного образования, рассказал в своем выступлении генеральный директор “бизнес-инкубатора” Денис Муратов. Там не только переучивают, но и доучивают, то есть доводят до нужной кондиции вчерашних выпускников, а также нынешних преподавателей вузов. Нам не нужны зарубежные преподаватели, у нас есть свои собственные, и очень грамотные. Их только нужно найти, подготовить им поле для работы. И кулибиных в республике немало, их идеи (не разработки и проекты) уже сегодня могут купить зарубежные компании. А мы проходим мимо этих молодых людей.


Три года назад компания “БАСФ” очень хорошо нас принимала, но мало что показала, заметил, завершая заседание, Президент. Сейчас, когда мы стали реализовывать инновационные проекты в нефтехимии, специалисты “БАСФ” приехали к нам по собственной инициативе. Предлагают вместе работать. А мы только-только начали заниматься инновациями. Представляете, какие у нас перспективы. В этой связи Минтимер Шаймиев предложил подготовить презентацию программы инновационного образования для руководителей предприятий. Многие товаропроизводители пока не готовы вкладывать средства в эту программу. Но со временем они поймут необходимость такого шага.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще