От “черной легенды” к объективной истории

30 июня в Казани состоялась международная научная конференция “Идеи евразийства в научном наследии Л.

Автор статьи: Аяз ХАСАНОВ

30 июня в Казани состоялась международная научная конференция “Идеи евразийства в научном наследии Л.Н.Гумилева”, посвященная памяти выдающегося ученого, создавшего новую науку, изучающую человеческие сообщества, – этнологию.


Немало крупных ученых писали о русской и евразийской истории, но Лев Николаевич имел мужество говорить правду, порой наперекор общественному мнению, сказал в своем выступлении на конференции Президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Достаточно вспомнить его мысль о том, что не было татаро-монгольского ига, а был союз татар и русских, которых связывали общие интересы. На фоне сотен предвзято написанных сочинений это прозвучало в то время революционно. А ведь тогда любое отступление от официальной идеологии каралось всей мощью государства. Кто это мог сказать в советское время? Никто, кроме него. История становления российской государственности конструировалась, к сожалению, в духе борьбы с татаро-монголами. В условиях деидеологизации общества появляется возможность переосмысления искаженной истории страны и ее народов. В этом важнейшем процессе надежной опорой нам служит наследие Гумилева. Домыслы о татарах он очень емко и метко назвал “черной легендой”.


Средние века были непростыми, они не отличались особым гуманизмом. В те годы и Европа не могла похвалиться какими-либо заметными достижениями. Поэтому все ссылки на то, что татаро-монгольское иго якобы затормозило развитие России, несостоятельны, отметил Минтимер Шаймиев. К сожалению, даже сегодня из учебника в учебник кочует негативная оценка этого периода.


“Монгольское нашествие и золотоордынское иго стало одной из причин отставания русских земель от развитых стран Западной Европы”, – так пишут в современных учебниках. Но ведь в те времена сама Европа не могла сравниться по уровню развития с золотоордынской государственной системой. Религиозная терпимость, развитые средства коммуникации и мощная финансовая система сделали Золотую Орду одним из продвинутых государственных образований своего времени. Она процветала за счет торговли зерном и другими товарами, а не за счет “татарской дани”, которая, кстати, была весьма умеренной.


Карл Маркс считал, что душа русского народа была “подавлена, растлена и иссушена” татаро-монгольским игом, но факты говорят о другом – русские вслед за распадом Золотой Орды создали великое государство. Этого нельзя было сделать с “подавленной” душой. В лоне монгольской державы сложилась новая Русь.


Из наследия Льва Гумилева можно сделать очень важный вывод: у России два истока – славяне и тюрки, православие и ислам, Киевская Русь и Золотая Орда. Только опираясь, образно выражаясь, на эти две ноги, Россия может стоять прочно и формировать общегосударственные ценности, объединяющие граждан, подчеркнул Минтимер Шаймиев.


В последние годы вышло немало работ в России, Казахстане, Кыргызстане, Татарстане, по-новому освещающих нашу историю. Возможно, настало время объединить усилия ученых наших стран, привлечь лучших специалистов мира и изложить объективную историю Евразии. У каждого из наших народов свои традиции, язык, культура. Убежден, что история не может быть чисто национальной, тем более на таком огромном пространстве. В какие-то периоды времени у того или иного народа была своя историческая роль, в последние века особая миссия пала на долю русского народа, но Евразия была и остается цельным континентом.


Волею судеб Казань оказалась в центре событий Евразии, напомнил Президент Татарстана. Через Азию проходил Великий Шелковый путь, который захватывал юг Татарстана. Вместе с тем существовал другой транспортный коридор – Великий Волжский путь, соединявший Север Европы с Азией. Казань оказалась на перекрестке разных дорог, а вместе с тем и различных культур. Герцен писал: “Казань – главный караван-сарай по пути идей европейских в Азию и характера азиатского в Европу”. В этой фразе емко сформулирована функция Казани, 1000-летие которой мы отмечаем в следующем году.


В связи с этим будет уместно подчеркнуть те особенности, которые выработал ислам в России и Казахстане. Мы имеем замечательный опыт реформации ислама в наших странах, который нужно донести до остального мира, подчеркнул Минтимер Шаймиев. Джадидизм сформировал ислам, открытый новым знаниям, включая ценности Европы, он способствовал развитию, просвещению татарского народа. Сегодня в мире становится востребованным именно такой либеральный ислам. После трагических событий 11 сентября нарастает исламофобия, ислам стали ассоциировать с терроризмом. Между Западом и Востоком, христианством и исламом не должно быть “Берлинской стены”. Нашим имамам следовало бы обратить особое внимание именно на наши российские и казахстанские традиции, не увлекаясь зарубежными идейными течениями. Российский исламский университет в Казани должен стать базой для продолжения идей джадидизма. Иного, пожалуй, не дано, сказал Минтимер Шаймиев.


Обсуждая вопросы истории, мы не должны забывать об экономике, ведь и сама история состояла не столько из войн, сколько из торговли и обмена культурными достижениями.


Мы приветствуем интеграционные процессы в рамках Евросоюза. В то же время считаем, что следует более активно использовать потенциал регионов России, отметил Президент Татарстана. У нашей республики большие возможности не только в сфере добычи нефти, нефтехимии и химии, но и в части высоких технологий. “КамАЗы” продаются в СНГ, Китае, Афганистане, арабских и других странах, во всем мире известны казанские вертолеты, наш новый пассажирский самолет Ту-214 соответствует мировым стандартам. Мы могли бы более тесно сотрудничать и в этих сферах.


Сама судьба соединила наши народы в евразийском пространстве. Когда-то мы жили в одной стране, но сегодня оказались в независимых государствах, тем не менее это не должно быть поводом для искусственных барьеров.


Мы внимательно следим за событиями в Казахстане и радуемся его несомненным успехам, сказал Минтимер Шаймиев. Динамичный экономический рост, возрождение культуры, строительство новой столицы – это дается благодаря упорному труду многонационального народа Казахстана и эффективному руководству.


Нас на эту конференцию собрал Лев Николаевич Гумилев. Благодарные за его служение исторической истине, мы увековечили его память, открыв в Петербурге на доме, где он жил, мемориальную доску и установив памятник на могиле, напомнил Минтимер Шаймиев. Мне хотелось бы свое выступление завершить его словами, сказанными в адрес татар: “Знайте, это – гордое имя! Ради истины, а не ради псевдонаучной, политической или какой-то другой конъюнктуры я, русский человек, всю жизнь защищаю татар от клеветы. Они – в нашей крови, в нашей истории, в нашем языке, в нашем мироощущении. Мне кажется совершенно естественным вот такое представление: какими бы ни были реальные различия с русскими, татары – это народ не вне, а внутри нас”. Пожалуй, лучше и не скажешь.


Выступивший на конференции Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, в частности, напомнил о том, что семь лет назад столица Казахстана была перенесена из красавицы Алматы в город Астану, расположенный в золотой колыбели Казахской степи, называемой Сары-Арка. За короткое время некогда небольшой областной центр превратился в респектабельную столицу с населением более полумиллиона жителей. В нем начали открываться новые учебные заведения, театры, музеи, национальные центры науки и культуры. Было объединено несколько институтов и на этой основе создан новый Евразийский университет.


Я принял решение присвоить вузу имя основоположника евразийства Льва Николаевича Гумилева, который, будучи русским человеком, всю свою жизнь и все свое творчество посвятил истории тюркских народов и культур. Казахи очень гордятся тем, что Евразийский университет в Астане – единственный в мире вуз, носящий имя Гумилева.


Одна из генеральных задач, стоящих перед евразийским миром, – при сохранении за собой своих основных позиций превратить свои страны и ареалы в место встречи технической мощи Запада и ресурсных богатств Востока, где гармоничным симбиозом сплелись бы традиция и новация, отточенный технологизм Европы и высокий гуманизм Азии, отметил Нурсултан Назарбаев.


Уверен, что экономическая интеграция должна основываться на прочном фундаменте культурной общности наших стран. Поэтому приоритетным направлением на современном этапе я считаю углубление интеграции в гуманитарной области.


Для конкурентоспособности в мировом культурном и научном сообществе нашим странам важно сформулировать единое культурное и образовательное пространство. Необходимо реализовать конкретные программы по углублению сотрудничества в сфере культуры, науки, образования и информации.


Уверен, что проведение совместных научных исследований, организация работы общих телерадиоканалов, культурный обмен, координация книгоиздательства, открытие филиалов вузов и научно-исследовательских институтов в странах СНГ служило бы реальному воплощению евразийства на практике, сказал Нурсултан Назарбаев.


В работе конференции приняли участие ведущие ученые – тюркологи, политологи, общественные деятели Российской Федерации и Республики Казахстан. Участники конференции уверены, что их решения будут востребованы политиками и государственными деятелями постсоветского пространства, стремящимися к восстановлению экономических связей и культурному сближению народов.


В работе конференции также приняли участие Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, руководитель Аппарата Президента РТ Экзам Губайдуллин, глава администрации Казани Камиль Исхаков, полномочный представитель Республики Казахстан в ЮНЕСКО Олжас Сулейменов, директор Института истории АНТ Рафаиль Хакимов и другие.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще