Активно изучать, сохранять и развивать языки

Состояние и перспективы преподавания татарского языка и проблемы подготовки специалистов на двух государственных языках Татарстана в высших и средних специальных учебных заведениях республики были рассмотрены 22 июня на заседании Комитета Государственного Совета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам.

Состояние и перспективы преподавания татарского языка и проблемы подготовки специалистов на двух государственных языках Татарстана в высших и средних специальных учебных заведениях республики были рассмотрены 22 июня на заседании Комитета Государственного Совета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам.


Обсуждение прошло при участии Председателя Госсовета республики Фарида Мухаметшина, вице-премьера РТ Зили Валеевой, представителей Аппарата Президента РТ, министерств и ведомств, ректоров вузов и ученых.


Для изучения вопроса Комитетом была создана рабочая группа, в которую вошли парламентарии, работники аппаратов Госсовета и Кабинета Министров, а также представители вузов. Они побывали в семи учебных заведениях. Как отметил председатель Комитета Разиль Валеев, в каждом из них работа поставлена по-своему, есть заметные успехи, которые особенно впечатляют на фоне имеющихся сложностей. Он обратил внимание на то, что случаи, когда в учебных заведениях отсутствует преподавание на татарском языке, хотя и редки, но все же имеют место. Например, в энергетическом университете и Казанском энергетическом техникуме, которые ссылаются на отсутствие таких норм в их учебных планах. “От кого же, как не от них, зависит включение преподавания дисциплин на татарском языке в учебный план?” – задался вопросом депутат. “Некоторые руководители учебных заведений продолжают ссылаться на “московское подчинение”, “стандартизированные учебные планы” и так далее, стараясь оправдать этим свое бездействие, – сказал Р.Валеев. – При этом существующие законы и стандарты ничуть не мешают другим, тем, кто осознал, что живет и работает в Татарстане, где действуют два государственных языка, где есть большая потребность в кадрах, владеющих татарским и русским языками”. По его мнению, качественный результат обучения татарскому языку в вузах может быть достигнут лишь в том случае, когда студенты на деле ощутят, что от них реально требуется наряду с русским владение и татарским языком, что это знание поможет им удовлетворить свои профессиональные устремления.


Что касается средних специальных учебных заведений, то вопрос преподавания в них общепрофессиональных и специальных дисциплин на татарском языке пока не рассматривается. Для этого не создано законодательной базы, нет экономического обеспечения, учебно-методической литературы и кадров. Сами учебные заведения решить эти проблемы, естественно, не в состоянии.


Р.Валеев подчеркнул, что в республике накоплен немалый опыт по подготовке кадров на двуязычной и многоязычной основе. Но, увы, большую часть успехов можно отнести к заслугам отдельных энтузиастов. Для реализации законов и программ в области сохранения родного языка необходимо развивать отношения с органами госвласти РФ, разработать концепцию формирования и развития целостной национальной системы образования, а также составить перечень рекомендованных для вузов Татарстана дисциплин, которые определяли бы содержание национально-регионального компонента.


Председатель Комитета обратил внимание и на вопрос получения высшего образования на родном языке для детей татар, проживающих за пределами республики. В настоящее время не решен вопрос определения квот их приема в вузы Татарстана. Он также выразил надежду, что открытие Татарского государственного национального университета, планируемое в следующем году, будет способствовать решению многих затронутых проблем. “Наша республика для татар всего мира – это опора для сохранения и развития интеллектуального, научного, культурного и духовного потенциала татарской нации, – сказал Р.Валеев. – Народ, не имеющий последовательной образовательной системы, не может быть полноценным”.


Начальник отдела Кабинета Министров по развитию языков народов РТ Ким Миннуллин, говоря о формировании национальной политики в области профессионального образования, отметил, что подходы к ее решению должны быть выработаны с учетом специфики регионов. Он сообщил, что сегодня в Татарстане функционирует 97 учебных заведений начального и 68 – среднего специального образования, в которых в основном поставлена работа по изучению татарского языка. В то же время его внедрение в систему профессионального образования остается ограниченным. В средних профессиональных учебных заведениях на татарском языке обучается 4 процента учащихся, в высших – около 10 процентов студентов. Причину такой ограниченности К.Миннуллин видит в том, что в Татарстане при решении проблемы организации национального высшего образования возобладал подход его альтернативности. Иными словами, главным направлением стало создание новых национальных вузов. “Между тем взятый у нас ориентир на создание параллельной системы национального высшего образования как бы снимал ответственность за внедрение татарского языка с традиционных вузов, принижал их роль в этом процессе, придавал этой деятельности в какой-то мере необязательный характер”, – подчеркнул докладчик.


По данному вопросу также выступили депутаты Госсовета, представители министерств, учебных заведений и научной общественности.


Подводя итог сказанному, Фарид Мухаметшин отметил, что путь сохранения национальных языков и подготовки специалистов, владеющих ими, сегодня выбран как приоритетный в Российской Федерации. Поэтому споров на эту тему быть не должно, несмотря на определенные трудности. Задача получения образования на национальном языке становится все более актуальной, и кивать в этом вопросе на федеральный центр неправильно – это дело регионов. К тому же в Татарстане, как нигде, имеются подготовленные для этого кадры.


Председатель Госсовета напомнил, что завершившаяся Государственная программа РТ по изучению, сохранению и развитию государственных языков народов РТ сыграла свою историческую роль. “Мы сделали первые шаги в создании системы непрерывного обучения татарскому языку, начиная с детских дошкольных учреждений”, – сказал он. В ближайшее время парламент готовится повторно рассмотреть новую программу на десять лет. “Через реализацию каждой статьи этой программы мы постараемся сохранить и обогатить татарский и русский языки, а также поддержать языки и дать возможность получить на них образование другим нациям и народностям, проживающим в нашей республике”, – подчеркнул Ф.Мухаметшин.


Сколько времени потребуется на то, чтобы закон о двух государственных языках республики заработал в полной мере? По словам руководителя парламента, необходимы годы и годы, причем действовать следует настойчиво и последовательно, но не забегая вперед. Любое принуждение вызовет обратную реакцию. “Мы должны готовить новое поколение к тому, чтобы оно само усердно занималось изучением татарского языка, а также и других, чтобы глубже интегрироваться в мировые процессы”, – заключил Ф.Мухаметшин.


По итогам обсуждения Комитет принял постановление, в котором прописан ряд рекомендаций Кабинету Министров, руководителям учебных заведений, Академии наук РТ и гостелерадиокомпании “Татарстан – новый век”.


Ирина БЕГИМБЕТОВА.
“Татар-информ”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще