В последнее время некоторые центральные средства массовой информации отрапортовали об “успехах” по закрытию совместных турецких лицеев в ряде городов Поволжья. Газеты поведали о том, что, оказывается, эти учебные заведения изначально были очагами распространения панисламизма и пантюркизма. Возможно, московским журналистам со стороны виднее, но мы здесь, у себя дома, почему-то не замечаем каких-либо идеологических отклонений у наших детей, обучающихся в татарско-турецких лицеях.
А на самом деле эта проблема намного сложнее, чем кажется журналистам. Возможно, кого-то выдворяют из России и, скорее всего, не без причин, и они имеют какое-то отношение к лицеям. Но в этом ли причина ликвидации уже сложившихся учебных заведений, ставших составной частью российской системы образования?
Сегодня, когда система образования в России переживает не лучшие времена и идет поиск оптимальных моделей для ее реформирования, стоит ли отказываться от тех типов учебных заведений, которые уже в течение десяти лет показали свою жизнеспособность и, самое главное, свою конкурентоспособность с традиционными школами? Поиск нового идеологического врага не направлен ли на уничтожение конкурента, появившегося на образовательном пространстве России? Если такое предположение верно, то не противоречит ли это принципам функционирования гражданского общества, которое должно стремиться к многообразию и создавать условия для выбора, особенно в полиэтническом сообществе? Не угрожает ли российской образовательной системе жесткая стандартизация, идеологические составляющие которой просматриваются в масштабном внедрении “Основ православной культуры” в средние школы?
Вопросов более чем достаточно. По крайней мере, даже поверхностное знакомство с ситуацией, сложившейся вокруг татарско-турецких лицеев, дает пищу для таких размышлений. И самое главное – вопросы возникают не по поводу какой-то особой идеологической обстановки в этих учебных заведениях. Я думаю, наоборот, для таких измышлений нет оснований. Дело в том, что учебные планы татарско-турецких лицеев построены на основе базисного плана общеобразовательных учебных заведений России и Татарстана. Светское содержание учебного процесса ни у кого не вызывает сомнения. По крайней мере, у родителей русской национальности, которые своих детей отдают в лицеи не для постижения азов ислама, тем более для приобщения к какой-то секте, а для получения современного образования.
Эти учебные заведения действительно дают полноценное современное образование. Дело не столько в том, что ряд предметов: математика, физика, химия, биология – преподается на английском языке с использованием современных учебных пособий из Оксфорда, Кембриджа, компьютерных программ, спутникового телевидения, а сколько в конечных результатах. В настоящее время этими лицеями выпущено 1377 человек, и все они стали студентами вузов. Свидетельством высокого качества получаемых в лицеях знаний являются результаты предметных олимпиад. Каждый год в республике учащиеся лицеев получают более трети всех призовых мест республиканских олимпиад. Это притом, что количество учащихся татарско-турецких лицеев составляет не более 0,3% всех учеников республики.
Тем не менее я далек от мысли, что эти лицеи еще в 1992 году, когда они только появились в городах Татарстана, уже соответствовали нашим образовательным стандартам. Не исключаю и того, что, возможно, ими преследовались определенные идеологические цели. Но за эти годы лицеи претерпели кардинальные изменения. Религиозный компонент, который отсутствовал в учебном процессе, но, возможно, присутствовал в организации воспитания учащихся лицеев, практически сошел на нет. А турецкий компонент, который первоначально был, безусловно, более значимым, постепенно приобрел форму изучения турецкого языка как иностранного. Гуманитарный блок учебных дисциплин в основном всегда преподавали татарстанские учителя. Поэтому можно сказать, что эти лицеи постепенно заняли свою вполне достойную нишу в российском образовательном пространстве, логически вписываясь в общепринятые учебные стандарты, внося в них свежую струю, столь необходимую для нашей системы образования. И самое главное, эта свежая струя не из области восточной экзотики, а из той сферы западноевропейских образовательных ценностей, к которым мы в последние годы усиленно приобщаемся.
Так стоит ли сегодня ставить под сомнение существование этих учебных заведений из-за мнимой угрозы таких псевдоидеологических явлений, как панисламизм и пантюркизм? Татары, живущие в центре России и больше заботящиеся о своем выживании, чем об амбициозных планах по объединению всех мусульман или тюркских народов, эти учения всегда рассматривали как возможные, но не приемлемые для них идеологические явления. Жизнь сама повернула татар лицом к толерантности, а не к идеологическому сепаратизму. Это произошло уже в XIX веке. Я не думаю, что татары, имеющие почти двухвековой опыт постижения идеологического прагматизма, в начале XXI века изменят своим жизненным принципам.
Татарско-турецкие лицеи сегодня действительно стали центром получения современного образования. Конкурс 8 человек на одно место – наглядное свидетельство их престижности. И здесь также нельзя не обратить внимания на одну закономерность: в первые годы родители на лицеи смотрели как на промежуточное звено в отправке своих детей на учебу в Турцию. Поэтому уровень обучения в лицеях их особо не интересовал. Но постепенно интерес к лицеям приобрел иную форму: они вполне заслуженно завоевали авторитет как полноценные общеобразовательные заведения, после окончания которых можно поступить в любой вуз Татарстана и России. Интерес к последующему обучению в Турции постепенно ослаб, поскольку каждый вернувшийся оттуда выпускник вуза сталкивался с непростой процедурой признания (нострификации) своего диплома о высшем образовании российской стороной. Так, из 1377 выпускников татарско-турецких лицеев только 117 учились или учатся в Турции, зато в Казани – около 800 и в Москве – 49 человек. Поэтому именно прагматизм детей и родителей определяет их выбор в пользу этих лицеев. А сомнительные идеологические учения, в принципе, сегодня не нужны никому – ни родителям, которые хотят дать своим детям полноценное образование без идеологического одурманивания, ни самим детям, которые сегодня являются образцами сверхпрагматизма. Тем более не нужны они органам власти Татарстана, которые высоко ценят и берегут устоявшиеся традиции мирного сосуществования народов республики.
Сеть татарско-турецких лицеев уже стала заметным явлением в культурной жизни и образовательной системе Татарстана. Они, возможно, не эталон для подражания в том смысле, что у нас есть и своя традиционная система обучения, которую мы должны совершенствовать. Но это проявление многообразия, возможность выбора учебного заведения, новых методик, учебников и т.д.
Что же мы приобретем, закрывая их? Мнимое идеологическое благополучие с возвращением к жесткой регламентации процесса обучения? Но это уже мы проходили.
Рафик МУХАМЕТШИН.
Заведующий отделом общественной мысли
и исламоведения Института истории АНТ,
доктор политических наук.
Комментарий ведущего специалиста отдела национальной сиcтемы образования Министерства образования РТ Гульфии Гайнутдиновой:
– Деятельность татарско-турецких лицеев и интернатов на территории нашей республики осуществляется в соответствии с законодательством РФ и РТ на основе договора между министерствами образования Татарстана и Турции от 1992 года.
В них обучаются одаренные дети со всей республики, многие из которых являются победителями республиканских и всероссийских предметных олимпиад. Обучение ведется на четырех языках с использованием современных учебных пособий и с активным внедрением компьютерных технологий в учебный процесс с доступом в Интернет. Выпускники данных учебных заведений нередко продолжают обучение в престижных вузах России, Англии, Франции, США и других стран.
Татарско-турецким лицеям активно помогает просветительско-образовательное общество “Эртугрул Гази”, которое оказывает им материально-техническую помощь и обеспечивает педагогическими кадрами, владеющими английским и турецкими языками. Деятельность общества признана положительной и социально значимой. Потребность в татарско-турецких лицеях большая, количество желающих учиться в них в 10 раз превышает возможности приема. Образование в них носит светский характер, федеральный обязательный минимум общего среднего образования обеспечивается. Воспитательный процесс ведется педагогами нашей республики на основании российских образовательно-воспитательных программ и находится под постоянным контролем Минобразования РТ.