Четыре языка с первого класса. Не многовато ли?

В вашей газете не раз появлялись материалы, посвященные реформе образования.

В вашей газете не раз появлялись материалы, посвященные реформе образования. Общий тон их таков: реформа, конечно, нужна, но действовать нужно осторожно, как бы дров не наломать. Я согласен с таким подходом.


Возьмем, к примеру, новые веяния, появившиеся в области изучения языков. Сейчас стараются обучить сразу нескольким языкам, причем с начальной школы. Стремление, наверное, похвальное. Но к чему это приводит на практике? Мои внуки учатся в Казани и изучают сразу четыре языка: русский, татарский, английский и немецкий.


Посмотрим, как в школе изучают татарский, который не знаком не только русским детям, но и многим ребятам из татарских семей. Урок татарского языка в первом классе. Учитель просит списать с доски новые татарские слова, написанные столбиком на доске мелом печатными буквами, рядом русcкий перевод. И так повторяется на каждом уроке. В течение четырех лет.


И каков результат? Увы, нулевой. Ни моя внучка, ни соседняя девчонка (кстати, татарка) сколько-нибудь заметных успехов в усвоении татарского языка не добились. На элементарные вопросы они не смогли ответить на языке, который изучали четыре года в начальной школе…


Одно интересное наблюдение. Листая тетрадку внучки, я обнаружил следующую запись: САРЫК – БАРАН. Конечно, для городского жителя что овца, что баран – никакой разницы. Но я не поленился и сходил в школу, что на улице Горького, недалеко от театра им. Тинчурина. Поговорил с учителем, с завучем. Они мне сразу в лоб:


– А вы, собственно, кто такой? Вы знакомы с таким понятием, как методика обучения?


Пришлось объяснить, что я работаю учителем начальных классов с 1943 года, и приходилось обучать чувашских детей русскому языку. И я точно знаю, что проку от переписки слов с доски никакого и не следует на это тратить время и механически повторять новые слова. Лучше тренировать разговорную речь, обогащая словарный запас именно таким образом. А письмо использовать только для закрепления материала.


Четыре языка для первоклассника – это непомерная нагрузка.


Именно столько языков изучают и в Старо-Дрожжановской средней школе, в чем я убедился, вернувшись в район. Я просмотрел тетрадки по чувашскому и татарскому языку одной ученицы. Девочка при письме татарских слов допускала ошибки, характерные чувашскому языку, при письме чувашских – характерные татарскому языку. А еще ей нужно учить русский и английский (или немецкий). Не многовато ли? Я считаю, что вводить изучение иностранных языков с первого класса – рано. Пусть сначала дети хорошо родной язык усвоят, потом – русский и только тогда принимаются за иностранные языки.


П.ДОЛГОВ.
Дрожжановский район.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще