Первый республиканский семинар-совещание классных руководителей “Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры” прошел 4 марта в Казани.
Открывая его, заместитель Премьер-министра РТ Зиля Валеева вспомнила слова великого татарского просветителя Каюма Насыри: “Ключ ко всему – в воспитании. В нем – развязка всего. Это самый верный путь становления человека”. Классный руководитель занимает особое место и играет ответственную роль в судьбе каждого человека. Учительница – это вторая мама для ученика. Именно в школе происходит первая социализация детей. И хотя в последнее десятилетие вопросам воспитания в нашей стране не уделялось достаточного внимания, Татарстан по праву может гордиться педагогами-новаторами, своим педагогическим потенциалом. Сегодня в школах республики работают 29 тысяч классных руководителей – это мощная опора для решения серьезных вопросов. Приоритетной задачей в политике республики по-прежнему остается повышение качества образования, сказала Зиля Валеева.
Об основных проблемах воспитания подрастающего поколения в республике проинформировал министр образования РТ Фарис Харисов. По его словам, именно на плечи классных руководителей легла основная нагрузка по воспитанию учащихся. Классный руководитель непосредственно контактирует с каждым учеником и, как никто другой, имеет возможность влиять на становление и развитие личности ребенка. Сегодня подготовлено и вносится на рассмотрение Правительства РТ положение о ежегодной республиканской премии имени татарского просветителя и гуманиста Ризы Фахретдина, которая будет присуждаться лучшим классным руководителям и ученым, работающим в сфере воспитания детей. На увеличение доплаты за классное руководство в 2004 году в республике дополнительно выделено 75 миллионов 777 тысяч рублей. Утвержден и порядок установления доплаты, которая составит не менее 20 процентов тарифной ставки в начальных классах и не менее 25 процентов тарифной ставки в 5-11 классах.
Школа должна стать не только местом получения знаний, но и центром нравственно-духовного воспитания, центром общения детей. Поэтому педагоги должны создать благоприятные психолого-педагогические условия для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира и нравственных ценностей. Приоритетом в воспитании выступает достижение духовно-нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Эти задачи нашли отражение в основополагающих документах образовательной отрасли – Национальной доктрине образования РФ и республиканской программе воспитания детей и учащейся молодежи на 2000-2004 годы.
Итоги совещания подвел Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, который отметил, что классный руководитель играет огромную роль в формировании личности подрастающего поколения. Каков учитель – таков и ученик, сказал он. От педагогических кадров зависит будущее Татарстана. Республика сохранила богатый педагогический потенциал, который достойно противостоит трудностям времени. Главное – у людей появилось понимание того, что педагог готовит новое поколение, новую смену и значение этого нелегкого труда невозможно переоценить. К тому же в последнее время роль родителей в воспитании детей заметно снизилась. Однако родителям и педагогам необходимо сообща работать в этом направлении. Классный руководитель должен суметь не только объединить класс, но и объяснить родителям первостепенность их роли в воспитании детей. В школах необходимо возродить родительские комитеты, чаще проводить родительские собрания. Необходимо развивать и преподавание учебных предметов на родных языках. Ведь богатство России – в разнообразии культур, языков ее многонационального народа. Если серьезно не заниматься сохранением языков, культур и традиций многонационального народа Татарстана, невозможно сохранить это многоцветие. А такие встречи классных руководителей по проблемам воспитания школьников нужно проводить регулярно, подчеркнул Фарид Мухаметшин.
В работе совещания приняли участие министр социальной защиты РТ Клавдия Новикова, начальник отдела внеучебной деятельности и развития дополнительного образования в образовательных учреждениях Министерства образования РФ Лидия Виноградова и другие.