Обучение на родном языке должно стать престижным

Недавно в Москве прошло совместное заседание коллегии Министерства образования Российской Федерации и Российской Академии образования, на котором обсуждались проекты федерального компонента стандарта общего образования и базисного учебного плана.

Недавно в Москве прошло совместное заседание коллегии Министерства образования Российской Федерации и Российской Академии образования, на котором обсуждались проекты федерального компонента стандарта общего образования и базисного учебного плана. В работе заседания приняли участие и представители Минобразования РТ.


Как принятие новых учебных планов может отразиться на развитии национального образования в республике? Вопрос комментирует министр образования Татарстана Фарис ХАРИСОВ:


– Во время обсуждения проектов учебных планов в моем докладе был остро поставлен вопрос о необходимости принятия новых учебных планов с учетом национального регионального компонента. Было обозначено, что в предлагаемых Министерством образования РФ базисных учебных планах не полностью учтена современная языковая ситуация в субъектах Российской Федерации, обусловленная функционированием в них двух государственных языков. В связи с чем для школ этих регионов было предложено создание специальных учебных планов, в которых на национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения должно быть отведено больше нормативного времени. На основании этого выступления первым заместителем министра образования РФ Виктором Александровичем Болотовым дано поручение руководителю Департамента общего образования МО РФ Анатолию Витальевичу Баранникову подготовить новый вариант базисных учебных планов.


У системы образования Татарстана имеется большой потенциал для дальнейшего развития национального образования. Русский и татарский языки, как государственные языки республики, изучаются во всех общеобразовательных учреждениях. В настоящее время 67% детей татар воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях на родном языке, 100% русских и 51% татар обучаются на родном языке. С этого учебного года в школах с русским языком обучения татарский язык и татарская литература преподаются как отдельные предметы, а также разработаны и изданы специальные учебные программы по этим предметам.


За 10 лет создано новое поколение учебников по татарскому языку и литературе. Издано 48 названий учебно-методической литературы для дошкольных учреждений образования, издается учебно-методическая литература для педагогических училищ и колледжей. Разработана серия книг “Школьная библиотека” по татарской литературе. Проводится большая работа с регионами Российской Федерации по развитию национального образования. Это и открытие образовательных учреждений с этнокультурным образовательным компонентом, и обеспечение учебниками и художественной литературой на татарском языке на паритетной основе, оказание методической помощи педагогическим кадрам.


Однако здесь много еще нерешенных проблем. Главная задача – повысить качество обучения государственным языкам Республики Татарстан и создать устойчивую систему непрерывного образования на родном языке (дошкольное образовательное учреждение – школа – вуз). Необходимо также подумать о повышении престижа получения профессионального образования на родном языке и создании новых программ и учебников на основе более совершенных методик преподавания татарского языка и литературы. Особое внимание будет уделено повышению квалификации педагогических кадров, преподающих татарский язык и литературу.


Резеда ГАЙНУЛЛИНА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще