О, этот чудесный мир литературы – мир сокровенных чувств и переживаний, мир высоких порывов души! Творения скольких ярких талантов цветут и благоухают в нем, несмотря на годы и столетия! Крылатые слова Анны Ахматовой “И все пошли за мной, читатели мои” подтверждаются вновь и вновь.
В последнее десятилетие, к сожалению, многие из нас, большей частью молодые, начали преклоняться только перед компьютерами, возлагая все надежды на них.
– Нет и нет! – говорит уверенно Светлана Юрьевна Яруллина, учительница русского языка и литературы профучилища №21 г.Казани. – В наше время, наоборот, должна расти роль литературы в жизни вообще и в формировании мировоззрения юного поколения в особенности. Иначе как же мы получим гармоничную личность?! Они же вырастут внутренне ущербными…
Ее педагогическая деятельность в течение двух десятилетий – яркий пример преданного служения литературе, делу воспитания молодых. Главную свою цель как педагога Светлана Юрьевна видит в стремлении превратить уроки литературы в своего рода праздник – в праздник души. Для этого нужно, разумеется, не только прекрасное знание своего предмета и творчества того или иного писателя, но и неутолимая страсть поделиться этим знанием с юной аудиторией, увлечь и заворожить ее.
Недавно она, к примеру, с учащимися второго курса провела занятие по творчеству Анны Ахматовой. Четкость, ясность изложения материала учителем, демонстрация собственного восприятия и декламация стихов способствовали установлению идеального контакта с учащимися. Преподавателя те слушали, что называется, с открытым ртом, не пожелав слышать звонка об окончании урока.
А урок по творчеству Владимира Высоцкого учительница назвала так: “Владимир Высоцкий, или Прерванный полет”. И прошел он тоже на одном дыхании в виде лекции и горячей дискуссии.
Самый поэтичный прозаик в русской литературе – Иван Бунин. Но как проложить мост между современной молодежью и его психологически тонким и лиричным творчеством? Светлана Юрьевна на этот раз выбирает метод рецензирования: а пусть каждый открыто выскажется о творчестве писателя – конкретно о рассказе “Ворон”.
В результате она получила такие оригинальные мысли, рассуждения, что и сама была приятно изумлена. Некоторые ведь раскрыли и подтекст названия рассказа: вор – он. Это отец, который не женил своего сына на любимой девушке, значит, украл счастье сына! Вор – он!
Светлана Юрьевна интересно проводит и внеклассные мероприятия. Например, недавно прошедшая викторина по пьесам А.Н.Островского запомнилась ее участникам тем, что шла по типу ТВ-передачи “Умники и умницы”. Ребята проявили неподдельную активность и заинтересованность. На стенах класса, где шла викторина, вывесили газетные, журнальные публикации.
И о литературном салоне, который ведет Светлана Юрьевна, можно было бы сказать много. Там проходят увлекательнейшие вечера, встречи с поэтами и писателями, артистами. Учащиеся тоже имеют возможность проявить себя, самовыразиться.
Кстати говоря, у подопечных Светланы Юрьевны заметно развита способность творчески мыслить, что проявляется в конкурсах и олимпиадах. Например, в 1999 году по всей России был проведен конкурс школьных сочинений, посвященный 200-летию А.С.Пушкина. Призовое место в нем заняла ученица Светланы Юрьевны – Алсу Хусаинова. А в республиканском конкурсе школьников к 1000-летию Казани победительницей вышла другая ее ученица – Альбина Каюмова.
В конце минувшего года экспертная комиссия присвоила Светлане Юрьевне Яруллиной статус учителя русского языка и литературы высшей категории. Побольше бы таких увлеченных людей на нашем педагогическом поприще!
Мансур ВАЛЕЕВ.