Прошлые поколения лучше знали свою историю

В последние дни октября в Академии наук Татарстана состоялась региональная научно-практическая конференция, на которой шла речь, как преподавать в школах и вузах национальную и региональную историю.

В последние дни октября в Академии наук Татарстана состоялась региональная научно-практическая конференция, на которой шла речь, как преподавать в школах и вузах национальную и региональную историю.


На научном языке это называется “Реализация национально-регионального компонента исторического образования в национальных республиках”. Тематика конференции привлекла к себе внимание педагогов и историков не только Татарстана, но и Башкортостана, Мордовии, Марий Эл и других республик и городов Поволжья и Приуралья. Это и понятно: призрак глобализма бродит по многонациональной России, и каждая нация в настоящее время прикладывает немало усилий, чтобы сохранить и передать последующим поколениям историческую правду о себе. Процесс пошел и пошел довольно активно – об этом с удовлетворением говорили на конференции все выступавшие. Однако отмечали и то, что серьезных проблем в этом деле пока предостаточно.


Гость из Йошкар-Олы – кандидат исторических наук Иван Ялтаев сообщил с гордостью о том, что в Марийском государственном университете открылась кафедра региональной истории, и с горечью – о тревожной тенденции сокращения на некоторых факультетах часов по истории марийского народа. Сагитьян Халфин, заведующий отделом культуры и педагогики Института языка и литературы Уфимского научного центра РАН, рассказал о разработанном им курсе “История культуры Башкортостана”. Многие его ученики, став кандидатами наук, тоже выпустили немало научной литературы по национально-региональным темам. Однако эти учебники и монографии, изданные в Башкортостане, а значит, не имеющие грифа Российской Федерации, не засчитываются ВАК как научные труды. Халфин предложил создать в Казани Российский научно-методический центр по формированию национально-регионального компонента в историческом образовании, который занялся бы разработкой целевой программы.


Почему именно в Татарстане? – спросите вы.


Пример республики во многом показателен. Взять хотя бы традиции школьного обучения истории татарского народа. Им был посвящен очень интересный доклад Марата Гибатдинова, представлявшего на форуме центр истории и теории национального образования Института истории АН РТ.


В начале ХХ века в государственных учебных заведениях национальную историю изучали отрывочно и однобоко. Однако власти Российской империи понимали, что вопрос национального образования все равно надо как-то решать. Татарская общественность, переживавшая в этот период духовный подъем, постоянно инициировала эту проблему, находя поддержку у так называемого “Особого совещания по вопросам восточных инородцев”.


Имперским властям ничего не оставалось, как разрешить в учебных заведениях включить в программу предметов “русская история”, “география” и “этнография” специальные занятия, которые знакомили бы с живущими “восточными племенами и народами”.


В русско-татарских училищах также давались краткие сведения по истории татар, но давались дополнением к основному материалу по истории России. По мнению Гибатдинова, этот подход сохранился до советского времени, встречается он даже в некоторых современных федеральных учебниках. Но вернемся к традициям.


Единственным местом, где обучающиеся получали систематические сведения по истории своего народа, были татарские религиозные учебные заведения. Исторический цикл учебной программы в каком-нибудь новометодном медресе состоял из курсов по истории ислама, всеобщей истории, истории России и истории татарского народа, или тюркской истории.


Казалось бы, с приходом Советской власти в национальном образовании должно было многое измениться к лучшему. На самом же деле предмет истории вообще исчез из школьной программы! Большевики-реформаторы оставили обществоведение, в курсе которого были некоторые темы, связанные с историей татар, в основном рассказывающие о периоде взятия Казани и после него. Даже в 30-е годы, когда многострадальную историю все-таки вернули в среднюю школу, татарские дети ровным счетом ничего не знали о прошлом своего народа. В учебниках истории СССР о Волжской Булгарии и Золотой Орде можно найти лишь скупые строчки.


Настоящим прорывом стало появление в 1960-1980 годах учебника по истории ТАССР – пусть с традиционными для советской историографии взглядами и оценками, с суховатым изложением материала, но все-таки дававшего в общих чертах родную историю. Этот учебник и стал в некотором роде фундаментом для создания уже в конце ХХ века самостоятельного курса “История татарского народа и Татарстана”.


В последние годы в нашей республике уделяется огромное внимание изучению этнической истории. Словно прорвало старую плотину, через которую хлынул мощный поток свежей воды, – так много ценного и интересного о нашем прошлом мы узнали в последнее десятилетие. Существенным достижением считается разработка самостоятельного учебного курса “История татарского народа и Татарстана” и то, что национальная и региональная история не первый год изучается школьниками и студентами. Над концепцией национально-региональной модели исторического образования работали ученые Академии наук РТ, Казанского университета и других вузов.


Как эти “новые” истории должны вписываться в общую учебную программу? Над этим вопросом пришлось в свое время изрядно поломать голову нашим ученым мужам. Как отметила в своем выступлении на конференции Ильсия Фокеева, заведующая кабинетом истории Института повышения квалификации работников образования Республики Татарстан (ИПКРО РТ), они предпочли взвешенный подход в соотношении регионально-национального компонента и федерального, решив ни в коем случае не сокращать имевшиеся до этого исторические предметы. В настоящее время учителя истории ставят перед собой задачу оптимального соотношения в преподавании “Истории татарского народа и Татарстана” локального, регионального, национального и глобального компонентов.


Многие вопросы Татарстан вынужден решать с оглядкой на Москву. Впрочем, некоторые проблемы вполне в компетенции нашей республики. Например, восполнение недостатка учебников по истории татарского народа – особенно остро это ощущают в местах компактного проживания татар, где есть татарские школы. Всемирный конгресс татар по мере возможности старается помочь диаспоре – делегации, выезжая в командировки, обязательно берут с собой научную и учебную литературу.


А в Татарстане тем временем уже чувствуют: кое-какие пособия морально устарели и требуют обновления. И работа над новым поколением учебников уже началась.


Словом, процесс не остановить.


Резеда ДАУТОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще