“Прямо по курсу – терра инкогнита!”

Вчера вновь классы и коридоры школ наполнились звонкоголосым гамом отдохнувших за лето детей.

Автор статьи: Шамиль МУЛАЯНОВ

Вчера вновь классы и коридоры школ наполнились звонкоголосым гамом отдохнувших за лето детей. Каникулы закончились, учебные заведения протрубили сбор к походу за знаниями. Первоклассники впервые отправляются в этот поход, все остальные продолжат начатый путь, сулящий им и радость больших открытий, и тревогу множества испытаний.


Вместе с десятками казанских школ в новый учебный год вступила и школа №39. Школа с прочной доброй репутацией, с многолетними традициями обучения английскому языку.


Начинающийся учебный год – пятый для Галины Алексеевны Назиповой в должности директора данной школы. Пришла она сюда из 12-й школы Приволжского района, где многие годы также была директором. Благодаря большому опыту (педагогический стаж Галины Алексеевны составляет уже тридцать лет) переход из небольшой прежней школы – уютной, семейной, по ее собственным словам, – в нынешнюю, где педколлектив сто с лишним человек, а учащихся – около тысячи четырехсот, дался без видимых осложнений в плане адаптации. Стиль работы Назиповой за минувшие четыре года можно, пожалуй, выразить в следующих словах: продолжить и приумножить лучшее, чем славна эта школа, в соответствии с новыми вызовами времени и переменами в жизни общества.


В чем это выражается? Прежде всего в бережном отношении к кадрам, всемерной поддержке в коллективе негасимого огня творчества. Галина Алексеевна не без гордости называет имена преподавателей школы, кратко характеризуя особенности творческого почерка каждого. Мадеста Михайловна Иванова, Александра Васильевна Кацюба, Татьяна Валентиновна Тинчурина, Вера Владимировна Гришкан, Галина Евгеньевна Верухина, Валентина Георгиевна Колотова, Асия Мурхабулловна Конышева – эти и другие люди, подлинные энтузиасты своего дела, стояли у истоков традиций школы, суть которых – стремление сформировать в ребенке личность, высокое педагогическое мастерство на основе поиска эффективных идей в методике. Не одно поколение учеников с благодарностью вспоминает их уроки английского языка, школьные фестивали, конкурсы Хеллоуин, Кристмас, День святого Валентина, на которых они получали не только навыки разговорного языка, но и заряд нравственности, гражданственности и патриотизма.


Нина Силантьевна Лычагина, отдавшая данной школе уже тридцать лет, удостоенная нагрудного знака “За особые успехи в образовании”… Любовь Михайловна Логинова, заслуженный учитель РТ, чей учебный кабинет предстает настоящей творческой лабораторией открытия знаний… Зинаида Алексеевна Гайнутдинова, победительница районного и городского конкурсов “Учитель года – 2003”, чьи эмоциональные уроки, помогая детям постигать мир через литературных героев, учат сопереживать, соизмерять свои поступки мерой чести и совестливости… Ирина Петровна Соколова, отдающая жар души клубу “Проба пера”, который помогает выявлять ребят с литературными способностями… Татьяна Дмитриевна Ширыхалова, увлеченно ищущая новые формы проведения занятий в начальных классах… Фарида Адгамовна Вафина, на уроках математики которой торжествует дух здорового соперничества в поисках оригинальных решений головоломных задач…


Повторюсь: в школе работает более ста учителей, и о каждом у директора есть что сказать. Одна из давних традиций здесь – сохранение преемственности учительских кадров. Рядом с ветеранами педагогического труда, под их, так сказать, заботливым крылом набираются сил, мастерства и опыта вчерашние выпускники пединститутов. Старшие коллеги помогают им словом и делом, искренне огорчаясь неизбежным на первых порах ошибкам и радуясь их первым достижениям в различных конкурсах. С открытой душой встречают в педагогическом коллективе своих недавних выпускников, которые, окончив пединститут, пожелали вернуться в родные пенаты уже учителями. Среди таковых Елена Загайнова, Светлана Кузовкова, Елена Дроздова, Юлия Юрченко, Ирина Долматова, Наталья Рогожникова…


Не секрет, что сегодняшняя школа испытывает дефицит на учителей-мужчин. Вот и в 39-й женщины в абсолютном большинстве, оттого, наверное, на особом счету здесь молодые педагоги Денис Андреевич Лазарев и Камиль Минбаевич Хаматгалеев. На особом – в смысле внимания к ним со стороны директора и опытных, авторитетных коллег на предмет создания им условий для творчества, поддержки интересных начинаний. Так, Денис Лазарев стал победителем городского конкурса “Учитель года – 2002” и республиканского конкурса авторских программ по изучению театрального искусства. Педагогический идеал учителя татарского языка Камиля Хаматгалеева – воспитание личности, не мыслящей свою жизнь без физкультуры и спорта.


Вернемся, однако, к теме вызовов времени. Как считает начальник городского управления образования Ильдар Галиахметов, чьим мнением я поинтересовался, таким школам, как №39, 122, 18, 9, на них легче отвечать, нежели остальным. Почему? В силу, так сказать, своей элитарности – отбора детей, изначально более подготовленных в плане обучения и воспитания. Поэтому педагоги этих школ с самого начала имеют возможность поднять планку учебно-воспитательного процесса на более высокий уровень. Важно лишь им сегодня вернуть в свои школы подлинную элитарность знаний, которую в конце 80 – начале 90-х годов во многом подменила элитарность родителей с вытекающими отсюда последствиями – “телефонным” правом, бравированием школьника высоким социальным положением родителей.


Конечно, сегодня недостаточно того, что школа научит своих питомцев английскому языку. Иностранный язык должен служить средством, инструментом в деле выбора и обучения школьника будущей профессии. Идеология модернизации образования в том и состоит, что задача школы – не только дать знания, но и максимальную допрофессиональную подготовку.


И в этом смысле 39-й школе не надо открывать америк, надо лишь вернуться на современном уровне к старому доброму опыту, когда она тесно сотрудничала с Казанским химико-технологическим институтом на предмет ориентации выпускников к учебе в данном вузе.


– Представляете, как всегда будет котироваться инженер-химик с хорошим знанием английского! – убеждена Галина Алексеевна. – Кроме активизации связей с КХТИ, думаем и над другими предложениями, в частности, побывали вот на экономическом факультете КГУ, обсудили пути возможного сотрудничества. Что касается компьютеризации, то у нас уже действуют два компьютерных класса, практически решен вопрос и выхода в Интернет…


Кредо Назиповой и ее единомышленников: ребенку-школьнику должно быть комфортно в школе, то есть вся окружающая обстановка от освещенности класса до температуры и чистоты питьевой воды, сама атмосфера в школе должны быть привлекательными для него настолько, чтобы вызывали желание как можно больше времени проводить в ее стенах. В прошлом учебном году 39-я была удостоена статуса школы, содействующей здоровью учеников, золотого уровня. Так по достоинству были оценены усилия администрации и педагогического коллектива по оздоровлению санитарно-гигиенических условий в школе. Чтобы не быть многословным, приведу лишь такую характерную деталь. Пару лет назад во дворе школы впервые за ее историю появилась цветочная клумба – каждый побег цветка был выращен вначале дома, принесен и пересажен Галиной Алексеевной, биологом по образованию…


И площадь под цветами, верит директор, будет расти-прирастать. Но, кроме цветов, есть у Назиповой более серьезная и заветная мечта. О расширении школьной территории. В прошлом году она защитила диссертацию на тему о том, как в школе создать наиболее оптимальные условия для учебы и гармоничного развития детей. И одним из важнейших условий для 39-й представляется обзаведение дополнительным помещением, где могли бы развернуться в полную силу кружки и секции. Большие надежды возлагала Галина Алексеевна на соседнее здание бывшего детсада. Про себя она уже прикидывала, к кому обратиться за помощью при ремонте здания, как удобнее перепланировать его… К сожалению, не получилось, власти сказали, что помещение отдается под музей писателя.


Но надежда умирает последней. Теперь директора не оставляет мысль о территории, примыкающей к школьному двору и освобождаемой после сноса ветхого здания на ней. Как нужна школе эта дополнительная площадь для сооружения полноценной спортплощадки! И Галина Алексеевна лелеет эту мечту, гоня прочь мысль, что вновь может получить отказ на свою просьбу. Неужто, думается ей, деньги, вырученные от продажи освободившегося участка какому-нибудь нуворишу под коттедж, для властей предержащих важнее здоровья школьников?


…В юбилейное семидесятое плавание отправляется ныне корабль под названием


“39-я школа” – именно 70 лет исполнится ей в 2004 году. От души хочется пожелать ей новых достижений и счастливых открытий в безбрежном море знаний. Пусть радостный клич колумбовского матроса “Прямо по курсу – терра инкогнита!” (неизвестная земля) вдохновляет питомцев школы в этом плавании.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще