Школа: вектор развития

“Мы нашли возможность (спасибо Президенту: он помог нам получить 600 миллионов сверхплановых рублей и дал указание Минфину на следующий год выделить еще такую же сумму) направить в школы спортинвентарь”.

information_items_1347368438

“Мы нашли возможность (спасибо Президенту: он помог нам получить 600 миллионов сверхплановых рублей и дал указание Минфину на следующий год выделить еще такую же сумму) направить в школы спортинвентарь”.


Министр образования Российской Федерации В.Филиппов.


Приведенные выше строки – из статьи “Российское образование: доступность, качество, эффективность”, подготовленной журналистом Евгением Лисиным после встречи группы редакторов ведущих региональных газет с российским министром. Встречи теперь уже почти традиционной и весьма полезной, на которой обсуждались основные принципы модернизации образования в нашей стране. Газетчики получили ответы на свои порой нелицеприятные вопросы. Но вслед за ответами стали возникать вопросы новые, не менее каверзные.


Например, такой. Раз во всеуслышание выражается благодарность главе государства, значит, эта самая модернизация получает новые импульсы? Не зря же щедрой рукой плюс к бюджету выделяются дополнительные ассигнования. А потому, наверное, более ускоренно проводится работа по трем основным направлениям – повышение доступности, качества и эффективности образования. Можно даже предположить, а не будет ли именно так в дальнейшем развиваться отечественная школа –


От спасиба к спасибу?

Пока перестройка переходила в перестрелку, нашу родную школу, как старый шкаф, задвинули куда подальше. Лихо затеянная реформа школьной системы, якобы безгранично разрешительная, на самом деле была совершенно деструктивной, разрушительной. Безразличие к образованию стало приметой безвременья. На встрече с журналистами, говоря об одной из явных несуразиц той поры, Владимир Михайлович Филиппов обронил в сердцах: “В эту дурь мы вляпались на волне всеобщей эйфории в 1991 году”. На самом деле, “вляпалась” целая страна, которая “до того” считалась великой державой.


На кой ляд нам опыт Японии с ее экономическим ростом, сногсшибательной техникой и поистине культом образования? Кстати, с 1988 года в японские школы и вузы пришла реформа, основные направления которой (тоже три!) – непрерывное образование, воспитание уважения к личности учащегося, создание гибкой образовательной системы, приспособленной к нововведениям современного этапа научно-технического прогресса. Кстати, далеко не все у японцев получается. Сами они, например, считают, что безнадежно отстали от американцев в использовании Интернета и Интернет-технологий.


Ну а что у нас? Насколько быстро мы продвигаемся вперед по стратегическому маршруту?


На эти вопросы отвечает начальник управления образования г.Казани И.Р.Галиахметов.


– Есть некоторое ускорение, – говорит Ильдар Ринатович, – можно сказать, что совершен определенный рывок. За короткий срок нами получены три с лишним тысячи компьютеров. В каждой школе теперь имеются один-два компьютерных класса, а кое-где даже три и более. Начато интенсивное обучение учителей компьютерной грамоте и информатике, для чего в районах созданы специальные центры.


– Это делается только собственными силами управления?


– В основном, да. Однако мы стараемся использовать все возможности, привлекаем различные фирмы, фонды и другие организации. Координатором усилий выступает наш информационно-диагностический центр, через который проводится мониторинг качества обучения и состояния здоровья учащихся. Приступили мы при содействии информационно-финансовой корпорации “БанКорп” и к формированию электронной библиотеки “Тысячелетняя Казань – врата Востока”, а также к осуществлению проекта “Виртуальная татарская гимназия”. В целом же принятая в 2000 году программа развития образования в г.Казани до 2005 года реализуется с опережением.


– И такой темп, по вашему мнению, удастся сохранить в ближайшем будущем?


– В принципе, это возможно. С количеством установленных компьютеров будет полный ажур. А далее? Несомненно, потребуется качественно поднять информатизацию на более высокий уровень. Как утверждают специалисты, сегодня уже проблему решают не компьютеры, а связи между ними. Следующий рывок заключается в создании образовательной сети. Или, если брать шире, – единого информационно-образовательного пространства.


Сеть, по моему глубокому убеждению, способна самым радикальным образом изменить всю технологию учебного процесса. Особенно это относится к профильному обучению. На этапе выбора профессии молодые люди должны иметь возможность пробовать различные варианты. Соответственно, образовательной системе предстоит обрести большую гибкость. В идеале к каждому учащемуся следует подходить индивидуально. Таким требованиям более всего отвечает модель сетевой организации профильного обучения.


“Информатизация образования – это далеко не только установка компьютеров в школах или подключение их к Интернету. Это, прежде всего, трудный процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки школьников на этапе перехода школы к жизни в условиях информационного общества”.


Проректор Университета Российской академии образования А.Уваров.


По официальным данным, за 2002 год в школы страны поступило 7062 “учительских” и 68097 “ученических” компьютеров, к ним – 7281 лазерный принтер, 7108 модемов и немало другого “железа”. Всего на компьютеризацию в рамках программы “Развитие единой образовательной информационной среды” израсходовано более двух миллиардов рублей. Один действующий компьютер приходится в среднем на 133 школьника. А в Венгрии, например, всего на 9. Чтобы достигнуть такого уровня, в российское образование надо вложить еще не менее 1,5 миллиарда долларов. Это сумма, превосходящая все бюджетные расходы на школу в 2003 году (около 31 миллиарда рублей). С образовательной сетью вообще швах – выход в Интернет имеют только 6 процентов наших школ. А, скажем, в Эстонии – аж 99 из каждых ста.


Получается, что цифры – это одно, а реальная действительность – другое. Развитие российского, в том числе татарстанского, образования не обеспечивает современных темпов. В соответствии с Болонской декларацией, которую подписали 33 страны, еще до конца 2001 года все школы должны были присоединиться к Всемирной паутине. Не произошло особых изменений и через год с лишним: Интернета нет как нет. Министр В.М.Филиппов неоднократно говорил: мы готовы интегрироваться в общеевропейскую систему образования, “прорубив вслед за Петром I окно в Европу”. Но международные эксперты, как и в случае с образовательным проектом “PISA-2000”,


Оценили на двойку

наши усилия и не разрешили встать в строй 33 богатырей, среди которых Дания, в полтора раза уступающая по территории Татарстану, но ежегодно выделяющая школе из бюджета миллиарды евро. Наконец, как следует из доклада 2003 года, подготовленного по заказу Программы развития ООН, Россия оказалась ниже Белоруссии в мировом рейтинге развития человеческого потенциала. Держава наша заняла 63-е место, сразу после Маврикия, островного государства в Индийском океане площадью… меньше Мамадышского района.


– Ильдар Ринатович, недавно обнародован и ежегодный рейтинг государственных вузов России. Среди лучших – учебные заведения таких городов, не считая Москвы (16) и Санкт-Петербурга (4), как Ростов, Екатеринбург, Саратов, Орел, Владивосток, Уфа. Наверняка среди 500 претендентов числились и казанские, однако они не были признаны жюри “самыми-самыми”. Оказалось, что столица нашей республики, если говорить об образовании, страдает провинциализмом. Не пора ли над такими фактами хорошенько задуматься?


– Не только задуматься, а понять и действовать. Конечно, мы не топчемся на месте, постоянно движемся вперед, но, уступая в темпах развития, допускаем явное отставание; оно в условиях конкуренции может стать роковым. Подобный сценарий развития важнейшей сферы должен быть совершенно исключен, иначе мы потеряем всякую перспективу. Коренной интерес общества заключается в том, чтобы первой, как базовый элемент образовательной системы, энергичные импульсы получила школа.


– Речь о деньгах?


– Скорее, речь о политике.


– Конкретно.


– Определяя место школы в рыночной среде, почему-то ее лишают элементарных возможностей выживания.


По данным ЮНЕСКО, сегодня поступление новинок в российские библиотеки, включая школьные, упало ниже того критического уровня, после которого страна теряет информационные ресурсы, а вместе с ними научный и образовательный потенциал.


Медленно, но верно образование теряет льготы, что противоречит мировой практике. Не абсурд ли это? Не так давно депутаты Госдумы вознамерились снизить ставку НДС на учебные материалы, изданные в электронном виде. Поправка в Налоговый кодекс не прошла. Правительство также настаивает на исключении финансовых обязательств из Закона “О государственном образовательном стандарте”.


Не в ногу с цивилизацией, а в сторону от нее – вот куда мы пойдем, если будем и дальше игнорировать школу. Как на федеральном, так и региональном уровне. В 29-й статье Закона “Об образовании” говорится: ” В ведении субъектов Российской Федерации в области образования находится финансовое подкрепление государственных гарантий доступности и обязательности основного общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам”. Между тем известно, что на просторах нашей страны местное самоуправление просто в зачатке, соответствующие законы не приняты, а принятые не работают.


Вот нынешняя ситуация по Казани. На нашем попечении 187 общеобразовательных и 38 музыкальных, художественных и спортивных школ, 35 профтехучилищ и 7 школ-интернатов, а также 290 дошкольных учреждений. На дворе август, а мы буквально зашились с подготовкой материальной базы к учебному году. Хорошо, что по мере сил и возможностей помогают районные администрации. А в так называемом бюджете развития (хотя бы средств на ремонт школ), как недавно пошутили, ноль рублей ноль копеек.


– Помнится, весной в казанской школе №62 под эгидой партии “Единая Россия” прошел всероссийский педсовет “Роль учителя в современной России” с участием депутатов Госдумы и крупных московских чиновников. Политики признавались: мы прослезились, слушая выступления учителей. Педсовет подчеркнул: требуется экстренное вмешательство партий, общества, государства. А что в итоге? Фактически стало хуже…


– Сумма средств, предусмотренных в городском бюджете на образовательную сферу, приближается к двум миллиардам рублей в год. Это примерно четверть бюджетных расходов миллионного города. Вся беда в том, что сам бюджет, по западным меркам, ничтожно мал. Расходы растут, они должны расти – зарплата учителей, оздоровление детей, информатизация с Интернетом и многое другое. Но если казна пуста, из нее не почерпнешь ни наперстком, ни кувшином. У нас пока единственный источник – бюджет.


“Разговоров много, но все-таки нет понимания того, что нищета образования – это угроза обществу и государству. На школу спускают обязательные минимумы, базисные учебные планы, требуют от нее соответствия эпохе и еще много чего, но никто, действительно, не объявил о своих обязательствах перед школой. Так по какой цене оно, наше образование, почем, скажите, нервы и здоровье учителей? Нужна и нам справедливая рыночная оценка. Нужны реальные нормативы финансирования в образовании, включая жалование педагогам”.


Народный учитель Российской Федерации Р.Халиуллин.


Государство государству рознь. В конституции Тайваня записано, что не менее 15 процентов национального, 25 процентов провинциального и 35 процентов областного и городского бюджетов должно быть ассигновано на нужды образования. Уступая Татарстану по площади почти вдвое, эта островная республика имеет высокоразвитую экономику, громадный золотовалютный запас и, конечно, сполна обеспечивает школы всем необходимым. Увы, в мире не так много столь преуспевающих стран, и бедствующей России это вряд ли пример для подражания.


Но есть ведь и другая тенденция. Всемирная торговая организация, куда стремится попасть Россия, относит образование к сфере… коммерции. Как это так? Нужен ли нам столь резкий крен? Надо, мол, сохранять баланс между социальными и экономическими интересами. Такого мнения придерживаются и в Минобразования РФ. Тем не менее образование превратилось в перспективный международный рынок, на котором вращается 30 миллиардов долларов. Даже в нашей стране только на репетиторов и на подготовительные курсы тратится в год, не поверите, 1,5 миллиарда долларов. Как раз та сумма, которой не хватает на компьютеризацию российских школ. Да и на то, если посмотреть с другого боку, чтобы в ситуации с учительской зарплатой предъявлялись


Не жалобы, а жалование

за благородный труд и величайшее терпение. Это самый больной и самый большой вопрос для людей, кому даже на лето не выдают отпускных. Откровенной насмешкой стала реклама с телеэкрана, где бедная учительница то “щеголяет” в жалкой изношенной кофточке, то питается на перемене всухомятку, а ученик, сочувствуя, угощает свою наставницу вермишелью быстрого приготовления: “Вы нам здоровая нужны”…


– Давайте скажем прямо: наша бюджетная схема продолжает игнорировать потребности образования (разовые вливания, сколько “спасибо” ни говори, спасти не могут). Раз так, раз государство не способно сделать то, что оно обязано делать, значит, должно последовать разгосударствление?


– Никакой шоковой терапии, никакой приватизации! Это первое. Но есть и другое: преобразовать нашу систему можно лишь через ее органичное включение в рыночную среду. Предварительно разграничив, разумеется, какую часть образовательной сферы отнести к рынку, какую на данном этапе погодить.


Лично я за частные школы. Если заглянуть в историю, татарское образование всегда было приватным, в самом хорошем смысле – народным, ибо все эти мектебы и медресе содержались за счет народа и его наиболее состоятельных представителей. В мире 24 процента образовательного пространства пребывают на попечении частного капитала. У нас в Казани – менее одного процента: одна общественно-государственная школа, частично поддерживаемая бюджетом, и одна негосударственная – школа “Елена-сервис”. Скоро подобных станет больше, за ними будущее. Для сравнения: в Екатеринбурге уже сейчас около двух десятков негосударственных образовательных учреждений. А что, столица Татарстана менее развита в рыночном отношении? Просто развитие этого сегмента тормозит наш менталитет. А ведь чем платить бешеные деньги репетиторам, лучше отправить чадо в платную школу, которая гарантирует уровень подготовки, достаточный для поступления в лучшие отечественные и зарубежные вузы.


– В перспективе от рынка образовательных услуг предстоит перейти к всеобъемлющему рынку образования, без которого нельзя представить экономику знаний, о которой так много говорят в последнее время. Но еще не сделан даже первый шаг на этом пути, причем по банальной причине – школы не могут получить статус юридического лица и стать финансово самостоятельными субъектами рыночной экономики. Может, это и поможет: нет денег – дай свободу?


– Собственно, таков вектор развития. Включая автономию образовательных учреждений, в том числе школ. При этом роль и ответственность государства вовсе не умаляются. Бюджетные ассигнования должны год от года идти по нарастающей. Но государственных средств никогда недостаточно – ни вчера, ни сегодня, ни завтра. Нам при любой цене на нефть не обойтись без дополнительного финансирования. Частный капитал может привлекаться в государственные школы, может полностью содержать частные школы, также может быть и смешанная форма обеспечения. Надо заинтересовывать спонсоров, использовать все каналы для частных пожертвований, надо, чтобы на полную катушку работали образовательные фонды и образовательные гранты.


– В нашем нынешнем представлении помощь школе – это просто “обдираловка” для родителей. Здесь требуют выложить триста рублей, там тысячу…


– Да, такая практика существует. Она порождена безысходным положением школ. Мы благодарны за любую помощь. Но, если по большому счету, это же крохи. Речь идет о других масштабах.


– За прошлый финансовый год в Америке, несмотря на депрессивное состояние экономики, частные пожертвования в образование увеличились на 4,3 процента и составили 24,2 миллиарда долларов.


– Это другой полюс, иной мир. Хотя нам стали выделять больше денег, мы тратим на образование вчетверо меньше, чем в 80-е годы. Последующий период, девяностые, – сплошной кризис неплатежей в образовании. На капитальный ремонт выделялось только 20 процентов от необходимого. Представьте себе, сколько накопилось за целое десятилетие! Прибавка финансирования, увы, не покрывает прежних долгов. С трудом мы научились вовремя зарплату платить, кое-как разобрались с методической литературой. Приняв программу развития образования города, едва начинаем возвращаться в нормальную колею.


Особенно трудно восполнить потери кадрового потенциала. Крайне низкая зарплата привела к оттоку высококвалифицированных специалистов. Можно прогнозировать в ближайшей перспективе кадровый дефицит и, я не преувеличиваю, деградацию школы. Угроза тем более реальна, что с 2002 года в России на муниципальном уровне начался новый виток роста задолженности по зарплате учителям. Это уже опасность не только для образовательного комплекса, но для устойчивого экономического роста в стране.


“Руководство республики глубоко убеждено, что необходимо последовательно увеличивать инвестиции в образование. Однако за счет одних лишь государственных вливаний реформировать его вряд ли удастся. Настала пора активно привлекать в образовательную сферу частные капиталовложения. Все мы, в том числе и предприниматели, должны понять, что расходы на образование – это инвестиции в будущее республики”.


Президент Республики Татарстан М.Шаймиев.


Вот именно – ин-вес-ти-ции. Иное же – не больше, чем мертвому припарка. Так называемое цифровое неравенство между Россией и Западом продолжает углубляться. Количество Интернет-серверов на 10 000 населения у нас в сто с лишним раз меньше, чем в США. В этой стране на 1000 человек приходится более пятисот компьютеров, в России что-то около полусотни. Примерно те же соотношения в части финансирования образовательной системы – различаемся, как небо и земля. Программа модернизации предполагает нормативное финансирование в расчете на душу населения страны по имени Школа. Что это значит: падение в пропасть или прыжок вверх? Сколько получится рублей или долларов


На душу нас и на душу вас?

Крутые американцы и те хватаются за голову, подсчитывая расходы. Приобретение оборудования для интерактивного общения в класс на 30 учащихся обходится не менее чем в 175 тысяч долларов. Для обслуживания пяти таких классов требуются техник, аудио- и видеоинженеры. Работу сети должны обеспечивать сетевые администраторы. Как минимум следует обеспечить доступ в Интернет. Новая полная проводка кабеля для учебного класса средних размеров стоит от 500 тысяч до 1 миллиона долларов. Не только огромные финансовые, но и непомерные интеллектуальные затраты необходимы для создания так называемого контента, то есть содержательной части образовательного процесса.


– Скажите, Ильдар Ринатович, по силам ли вообще эта задача нашей школе и нашему региону?


– Если опираться на цифры, которыми оперируют американцы, думаю, это нереально. Астрономические суммы предстоящих расходов не способны поднять ни татарстанский, ни российский бюджеты.


– А какой тогда выход?


– Не зря говорят, что голь на выдумки хитра. Как и во многих других случаях, отечественные специалисты предлагают более быстрые и дешевые варианты. В данном случае – использование существующих телефонных линий. Даже если в школе всего один телефон (таких у нас большинство). В цифровых технологиях заложены большие резервы, и они позволяют получить высокие скорости передачи при минимальных затратах. По заказу управления образования Казани уникальный проект осуществляет информационно-финансовая корпорация “БанКорп”. Эта компания приобрела оборудование за свой счет, а подключение ведет с предельно сниженными издержками.


Я не вдаюсь в технику, а хочу сказать о политике: школе нужна всесторонняя поддержка и помощь. В том числе от телекоммуникационных операторов, которые чуть ли не каждый день отключают телефоны в школах. Даже в таких богатых странах, как Великобритания и Германия, для подключения школ к Интернету бесплатно или на весьма льготных условиях открыта “зеленая улица”. В Германии, например, активно действует “Инициатива D21”, которая объединяет 300 членов, среди них гиганты ИТ-бизнеса и ряд мощных финансовых институтов.


– Возможно ли, на ваш взгляд, создать режим наибольшего благоприятствования для развития образовательной системы?


– Это непросто. Начать надо с того, что нормы Федерального закона “Об образовании”, определяющие нормативы гарантированного выделения финансовых средств на нужды образования не менее 10% национального дохода, не соблюдаются. Где же тогда диктатура закона? А вот, допустим, вводится в действие Бюджетный кодекс РФ. Почему при этом ущемляются интересы школы, урезаются ее без того куцые права? Хотя законом установлено, что “законодательные акты РФ в области образования, науки, научно-технической политики, культуры, принятые до введения в действие кодекса, содержащие нормы, регулирующие бюджетные отношения, действуют, если они не признаны утратившими силу”.


Ударом в “поддых” стало введение в действие 25-й главы Налогового кодекса “Налог на прибыль организаций”. Вроде бы навели порядок благодаря отдельному налоговому учету, а заодно вместе с пеной выплеснули и ребенка – ликвидирована инвестиционная льгота, а также льготы учреждениям образования, реинвестирующим полученные доходы в образовательный процесс и на нужды образовательного учреждения. Ну очень кому-то хочется, чтобы со школы лупили налог на прибыль, что само по себе абсурдно, чтобы заработанные деньги, свои кровные, образовательные учреждения направляли не на инвестиции, а на уплату налогов и налоговых санкций.


– Но ведь есть и законные способы, как школе уйти от налога на прибыль?


– Да, есть. Но, должен вам доложить, есть и способы незаконные. Получается так: нормальная работа по дополнительному привлечению денег для бедных школ начинает уходить в тень. В результате юридической неопределенности и неразберихи вокруг образовательных учреждений складывается “дикий рынок”. Газеты пишут, что единый государственный экзамен – это провокация для взяточников. Повсеместно распространяется торговля, даже открытая, фальшивыми аттестатами и дипломами. Нынче МВД России проводит очередную оперативно-профилактическую операцию “Образование-2003”. Решено, что подобная операция будет проводиться теперь ежегодно. Хоть кричи: “Караул! Криминализируемся!”


Как сделать так, чтобы при этом не упала тень на труд добросовестных учителей, на честное имя современных праведников, вкладывающих всю душу в свое святое дело? Школа и те, кто работает в школе, нуждаются в защите и бережном отношении. Какие бы ни были модернизации, учитель – это святое!


Беседу вел


 Альянс САБИРОВ.


Информационное агентство “Волга-Урал”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще