В рамках открывающейся завтра в Набережных Челнах республиканской августовской педагогической конференции для руководителей городских и районных управлений образования впервые пройдет развивающий семинар профессора Льва Фишмана из Самары. Директора школ автограда уже имели возможность взять на вооружение разработки волжан, которые сегодня, пожалуй, дальше других субъектов Федерации продвинулись в направлении реализации принятой Правительством России Концепции модернизации системы образования в стране до 2010 года. Так что на семинаре будет рассматриваться и опыт челнинских педагогов.
Что же у них в активе сегодня? Об этом корреспондент “РТ” беседует с заместителем главы администрации автограда Ф.Мустафиной.
– Система образования, -считает Файруза Зуфаровна, – отличается консервативностью, и в то же время процесс ее совершенствования, можно сказать, непрерывен. Поэтому радикальной перестройки, как в других сферах жизнедеятельности – ЖКХ, пенсионном обеспечении, скорее всего, не понадобится. Например, федеральная программа предусматривает создание в школах профильных классов, а у нас они давно существуют. Пусть и не от хорошей жизни. У нас до сих пор дают о себе знать последствия демографического взрыва в городе, произошедшего в 80-х годах прошлого века. Чтобы в переполненных школах при двух-трехсменных занятиях дети могли получить то, что обязано дать “нормальное” общеобразовательное учебное заведение, приходилось прибегать к новым формам обучения.
– Но сейчас прежней перегрузки школ нет?
– Только в 40 процентах из них дети занимаются в одну смену. Так что, в отличие от других регионов, где некого посадить за парты, у нас совсем другая проблема. Правда, появляются первые школы – №43, №41, которые не добирают до проектной численности учащихся. Но мы тут же размещаем в их зданиях учреждения дополнительного образования, культурные и досуговые центры. Это, кстати, идеальный вариант, когда они расположены под одной крышей (о чем педагоги всегда мечтали): и детям не надо тратить много времени на дорогу, чтобы отдаться любимому увлечению. Обзавелись дополнительными помещениями спортшкола №10, Центр детского технического творчества, татарская школа искусств и другие. Кроме того, появилась возможность выделить здания филиалу ПУ №57, где обучаются дети-инвалиды, лицею №78.
– Притчей во языцех стал низкий социальный статус педагогов. Может, прежде чем приступать к модернизации образования, следует озаботиться тем, как поднять учителям заработную плату?
– Администрация города этим тоже занимается. За счет средств бюджета в минувшем учебном году впервые введена 30-процентная надбавка к зарплате молодых специалистов, компенсируется до 65 процентов платы за проживание в общежитии. В нынешнем году 180 педагогам предоставлено жилье с последующей приватизацией после реконструкции бывшего общежития Камского автомеханического техникума. Еще семи педагогам выделен льготный кредит на обзаведение собственным углом в сумме 830 тысяч рублей. Проводятся городские конкурсы “Учитель года”, победителей ждут премии от 5 до 10 тысяч рублей. Помимо этого лучших челнинских педагогов ждут персональные премии администрации города.
– Экономический фактор в стимулировании педагогического труда, снижении текучести кадров в школьных коллективах, безусловно, играет важную роль. Но, бывает, учитель обретает охоту к перемене мест из-за нездорового микроклимата в учебном заведении…
– Для нас это давно перестало быть проблемой. С каждым директором школы заключен контракт, в котором оговаривается выполнение профессиональных обязанностей, вытекающих из закона об образовании, а также ряд других требований, в частности, касающихся создания спокойной, творческой атмосферы во вверенном ему коллективе. При первом же подозрении на раздрай в учительской среде контракт разрывается. Это быстро дошло до сознания всех. И если раньше городскому управлению образования приходилось несколько раз прибегать к “хирургическим мерам”, то в прошлом году вопрос об “укреплении руководства” какого-либо учебного заведения по причине неудовлетворительного микроклимата в нем не вставал ни разу.
И вообще, я должна заметить, что учительский корпус города отличается профессиональной зрелостью. Из 10 тысяч педагогических работников 65 процентов имеют повышенные квалификационные категории (по стране этот показатель равен 48 процентам). Сменяемость руководителей образовательных учреждений у нас ниже республиканского уровня на 2,7 процента. 91 педагог награжден орденами и медалями. 58 человек удостоены почетных званий заслуженного учителя РФ или РТ, а еще 497 – знака “Отличник просвещения”. Вместе с тем средний возраст педагогов – 41 год (самый работоспособный), директоров – 48 лет.
– Каковы главные итоги прошлого учебного года?
– Он был завершен с составом учащихся в 73 с лишним тысячи человек – это около 14 процентов всех учащихся республики. Успеваемость достигла 98,6 процента, год назад было чуть ниже. Количество золотых и серебряных медалистов среди выпускников также увеличилось с 332 до 373 человек. О том, что в городе ведется достаточная работа по углубленному изучению учебных предметов, говорят и достижения челнинцев на республиканских школьных олимпиадах. Из 118 ребят 47 стали призерами, а 12 наших учащихся завоевали первые места, что подтверждают врученные им удостоверения установленного в Татарстане образца. Еще девять молодых дарований стали победителями всероссийских олимпиад по истории, информатике, русскому и английскому языкам, физике, математике, экологии.
– При таких успехах, может, и модернизацией системы образования ни к чему заниматься?
– Первый этап компьютеризации школ города как раз показал, что, если руководствоваться старыми подходами, нечего и мечтать о внедрении инновационных технологий. Доступ ребят к компьютерам – спасибо правительствам РФ и РТ – мы обеспечили. Но машины используются в основном как игрушки и не стали средством получения знаний. В том числе и по объективным причинам. Сегодня в педвузах серьезно изучают компьютер лишь будущие преподаватели информатики, а учителя-предметники знают его поверхностно и не готовы сделать своим помощником на уроках. Изменить содержание учебных программ в вузах – вне нашей компетенции, а вот побудить педагогов заняться самообразованием, работать над собой – это нам теперь по силам. Методический центр городского управления образования прошлой зимой был реорганизован в центр развития образования. Чем прежде занимались методисты ГУО? Контролировали ход аттестации учителя, который должен был дать определенное количество открытых уроков, представить кучу бумаг и т.д. По сути, склоняли его к показухе. Сегодня центр развития образования отслеживает не процесс аттестации, а результаты деятельности преподавателя. В электронном “досье” отражается динамика роста реальной успеваемости его учеников, показателей здоровья и т.д.
Мы получили в свои руки эффективный инструмент управления образованием. И намерены в наступающем учебном году завершить второй этап компьютеризации школ. Составлен график по их подключению к Интернету. Пока доступ к Сети имеют девять школ. Но проблема в том, что дороги услуги провайдеров. Сейчас мы ведем переговоры с Минсвязи РТ о предоставлении нам льготного тарифа. У 5600 школьников города есть компьютеры дома, и их тоже надо как-то задействовать в учебном процессе, скажем, при выполнении ребятами домашних заданий. Ведь мы живем в двадцать первом веке.
– А насколько восприимчиво к инновационным технологиям национальное образование?
– Оно не является исключением из правила. Сегодня половина детей-татар в городе обучается на родном языке (в целом по РТ – 49 процентов). В 70 процентах учебных заведений открыты первые татарские классы, в профессиональных училищах № 67, 47, 64, 44 – группы с обучением на татарском языке.
– Можно ли утверждать, что средняя школа становится более адаптированной к требованиям рынка труда?
– Думаю, что вполне. Педагоги тех же профильных школ и классов, задаваясь целью как можно раньше раскрыть талант ребенка, затем готовят его к освоению будущей профессии. Стоит также упомянуть, что выпускники государственных учреждений начального профессионального образования и вузов города, в первую очередь КамПИ, НГПИ, филиала КГУ, почти полностью трудоустраиваются. Значит, работодатели удовлетворены уровнем их подготовки.
Между прочим, психология, характерная для общества с рыночной экономикой, формируется у детей быстрее, чем у взрослых. В течение прошлого учебного года в городе совмещали занятия в школе с работой более 5,5 тысячи учащихся. В летние каникулы их трудоустроено в три раза больше, или каждый второй в возрасте от 14 до 18 лет. У многих уже есть индивидуальная трудовая книжка. И что любопытно, на встречах с сотрудниками Пенсионного фонда РФ подростки живо интересуются тем, найдут ли отражение их сегодняшние заработки при расчете размера будущих пенсий.
Школа также становится социально-культурным, спортивно-досуговым центром микрорайона, в котором она расположена. Год назад ГУО ввел в штатное расписание учреждений дополнительного образования 120 ставок заведующих спортивными объединениями, организаторов спортивно-оздоровительной и физкультурно-массовой работы с населением. Ежедневно в спортзалах и на спортплощадках при школах, открытых с 8 до 22 часов, на бесплатной основе занимаются свыше 6 тысяч детей, их родителей и просто жителей соседних домов. Особенно успешно популяризация здорового образа жизни идет летом. Причем занятия на спортплощадках (всего их 59) не имеют ничего общего с уроками физкультуры, хотя и проходят в присутствии педагога. Хочешь – играй в мяч, не хочешь – просто смотри, как это делают другие. Но, так или иначе, в орбиту здоровых увлечений люди втягиваются. Результат от начинания превзошел ожидания. Второй год снижается подростковая преступность. Ее удельный вес в общем объеме криминальных проявлений в Набережных Челнах составляет 6,7 процента. Для сравнения: в среднем по РТ этот показатель превышает 9 процентов, а в отдельных городах республики достигает 20 процентов.
Если сказать коротко, то цель структурной перестройки механизмов управления образовательными учреждениями, которую мы начали, – это оптимизация расходов бюджетных средств на образование при одновременном повышении его качества и доступности для решения социально-экономических проблем, стоящих перед городом, республикой и страной.