В документе “Основы государственной политики Республики Татарстан в области информатизации и связи на 2003-2007 годы”, одобренном указом Президента Республики Татарстан, содержатся предложения по реализации информационной политики, часть из которых касается непосредственно информатизации образования. В преддверии нового учебного года наш корреспондент встретился с министром образования РТ Фарисом ХАРИСОВЫМ.
– Фарис Фахразович, за последние три года информатизация образования в Татарстане сделала грандиозный рывок. Сам работал в школе, знаю, что жизнеспособность любого подобного проекта зависит от воли и смелости местных руководителей. Ведь, чего греха таить, некоторые республиканские чиновники без дозволения Москвы лишний выдох боятся сделать. Как вам удалось пробить брешь в этом стереотипе?
– Ну, во-первых, вы, видимо, очень давно работали в школе. Сейчас не все так строго централизованно. Перспективные идеи, исходящие от инициативных педагогов и творческих коллективов, чаще всего находят поддержку и на нашем уровне, и в московских коридорах.
Во-вторых, “брешь” пробил не я и не наше министерство. Здесь речь должна идти о руководстве Татарстана, не только заявившем в свое время о способности региона быть настоящим субъектом настоящей федерации, но и доказавшем это на практике. В том числе и в области образования.
Это только в сознании “слишком рядовых” обывателей Татарстан ассоциируется с нефтью, “КамАЗами” и суверенитетом. Российская интеллигенция прекрасно знает, что наш регион славится в первую очередь своим мощнейшим интеллектуальным и образовательным потенциалом. Еще в советские времена в 14 казанских вузов стремились абитуриенты со всех уголков страны, в республике размещались самые высокотехнологичные заказы, работали знаменитые ученые. А после первых сумбурных лет перестройки стало ясно, что рынок – это не столько свобода, сколько вызов обществу. Социально-экономическая глобализация, концентрация капитала и стремительное развитие информационных технологий требуют от нового поколения высочайшего уровня образованности, новых стандартов мышления, привычки постоянно учиться, без “перекуров”. Когда сам факт получения диплома становится лишь стартом настоящему самосовершенствованию.
И Татарстан, как один из самых передовых и наиболее успешных субъектов Федерации, ощутил это в последние годы особенно остро. Так что наш прорыв очень даже логичен, легко объясним и адекватно воспринят.
– И как же сегодня выглядят успехи в области информатизации образования в цифрах и фактах?
– В школах республики 2015 кабинетов информатики, в учебном процессе задействовано около 18 тысяч компьютеров, или статистически 1 компьютер приходится на 36 учащихся. Это очень хороший показатель. Причем с 2000 года все компьютеры закупались только у сертифицированных производителей и с лицензионным программным обеспечением, как правило, это “Windows 2000” и соответствующие приложения к нему.
В 2000 году, по заказу Правительства Татарстана, 9 тысяч компьютеров поставило казанское АО “ICL-КПО ВС”, в 2001 году по централизованным поставкам из Москвы мы получили 1 тысячу 600 компьютеров производства московской компании “КРОК” и 1 тысячу 100 модемов, в 2002 году конкурс по федеральной программе “Дети России” вновь выиграло АО “ICL-КПО ВС”, и в наших школах появилось еще более 2 тысяч компьютеров, 184 мультимедийных проектора и компьютерные программы для учителей-предметников.
– Сегодня уже очевидно, что закупить оргтехнику – это лишь полдела. Для обеспечения учебного процесса компьютеры, принтеры и модемы должны работать, а значит – кто-то должен обеспечивать техническое обслуживание техники. Хозяйство из 18 тысяч персоналок – дело нешуточное. Как вы с ним справляетесь? И другой вопрос – квалификация учителей информатики. Наверное, их тоже не мешало бы подучить? Тогда, собственно, и “сервисникам” работы меньше…
– Обе проблемы реально существуют. Все компьютеры, поступившие в школы с 2000 года (а их, если успели посчитать, – около 13 тысяч), находятся на гарантийном обслуживании сервисных центров АО “ICL-КПО ВС”. Устаревшие модели – головная боль директоров школ и районных отделов образования.
Актуальность проблемы переподготовки учителей информатики появилась три года назад, и тогда АО “ICL-КПО ВС” и российское представительство компании “Microsoft” обучили учителей информатики первых 40 сельских школ, которые готовились получить компьютерную технику. До этого, скажу честно, я сам не придавал ей значения, да и какие нужны знания о компьютере, если сам компьютер… рисовал мелом на классной доске?
Сегодня ситуация изменилась. В прошлом году мы включились в программу компании “Intel” “Образование для будущего”, обучение на базе казанского учебного центра “Intel” прошли более 1 тысячи учителей-предметников, многие из них тогда впервые “пощупали” Интернет, поняли, что такое сайт, электронная почта, окунулись в мир компьютерных технологий обучения.
С начала этого года переподготовку прошли учителя информатики и специалисты компьютерных центров. Для них на базе сертифицированного учебного центра “Microsoft”, расположенного в АО “ICL-КПО ВС”, были организованы специализированные курсы по методике компании-производителя программных продуктов, которыми оснащены все школьные компьютерные классы. Всего переподготовку по программному обеспечению “Microsoft” прошли около 500 учителей и специалистов.
Одновременно с переподготовкой учителей мы организуем в каждом районе компьютерные центры, которые возьмут на себя методические функции по продвижению компьютерных технологий в учебный процесс, а значит сами будут распространять полученные знания среди учителей-предметников. Наша задача – сделать этот процесс непрерывным. Сегодня уже создано 12 таких центров.
– Рассказывая об информатизации образования, вы постоянно упоминаете казанское АО “ICL-КПО ВС”. Какова роль этого предприятия в реализации проектов Минобразования Татарстана?
– До 2000 года мы работали с десятком казанских компьютерных фирм, которые, как правило, поставляли компьютеры московских производителей. Однако когда Правительство республики приняло решение по оснащению школ одной тысячей компьютерных классов, к участию в конкурсе на их поставку было приглашено только АО “ICL-КПО ВС” – единственный местный производитель, который на тот момент располагал полным набором необходимых лицензий и сертификатов.
Я был свидетелем того, как Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов, с карандашом в руках изучал каждое предложение поставщиков и согласился с предложением айсиэловцев, которое позволило получить на 150 компьютерных классов больше, чем мы планировали. Дальнейшее сотрудничество показало, что мы работаем с командой настоящих профессионалов. Достаточно сказать, что, выиграв федеральный конкурс на поставку компьютерных классов для школ Приволжского федерального округа, АО “ICL-КПО ВС” отлично справилось и с этим заказом, первым завершив поставку без единого замечания.
Министр образования России Владимир Филиппов отметил это на одной из коллегий министерства и направил благодарственное письмо коллективу предприятия. У наших специалистов сложилось мнение, что АО “ICL-КПО ВС” может решить весь комплекс задач, касающихся информатизации образования Татарстана.
Кроме того, компания – постоянный организатор командных турниров по программированию среди студентов и школьников Татарстана. Уже третий год предприятие на собственные средства собирает по 100 юных программистов, представляя им возможность совершенствовать профессиональную подготовку и умение работать в команде. В комплексе с другими мероприятиями министерства это позволяет нашим учащимся занимать призовые места на международных и всероссийских конкурсах. Как я должен относиться к такому предприятию? Конечно, с чувством благодарности за помощь.
– Фарис Фахразович, какими будут следующие шаги информатизации системы образования Татарстана?
– Они предопределены “Основами государственной политики Республики Татарстан в области информатизации и связи”. Это создание общеобразовательной инфотелекоммуникационной системы, разработка и реализация программы “Интернет (Интранет) – в каждую школу”, а также создание доступных электронных хранилищ учебной, методической, научной и художественной литературы.
У нас есть несколько предложений от различных компьютерных фирм, провайдеров, но сегодня надо подойти к решению этих проблем комплексно, с учетом интересов других министерств и ведомств. Решение должно быть интегрированным. Будет целесообразной и консолидация финансовых ресурсов, часть по ФЦП “Электронная Россия”, часть из бюджетов республики, городов, районов, ну и, конечно, средства операторов, которые получат постоянный источник доходов от услуг доступа к Интернету. Завершение данного этапа станет качественным скачком в развитии всей системы образования, на что может потребоваться два – три года.
* * *
К словам Фариса Харисова, сказанным в начале беседы, остается лишь добавить, что информационные технологии сегодня – не только самое динамичное и быстро развивающееся направление в мировой экономике. Это, по сути, основа любого производственного процесса, база деятельности всех без исключения социальных и политических институтов современного общества. Компьютеры и мультимедиа все глубже проникают даже в быт современного общества. Поэтому, если говорить о каких-то условных этапах реализации татарстанской инициативы, то – да, они есть: первый, второй, третий, но…Андрей Кобяков.
Последнего нет. И быть не может. Ибо подготовка высококвалифицированных кадров сегодня – это динамично и бесконечно развивающаяся система накопления знаний, умений и навыков.
Беседовал