Переход на рыночные условия самым непосредственным образом коснулся и российской высшей школы. С одной стороны, мы наблюдаем существенное ухудшение экономического положения многих ведущих предприятий, что прямо сказалось на снижении затрат на обучение своего персонала. С другой стороны, в общественном сознании утвердилось достаточно устойчивое представление о том, что социального успеха сегодня можно достичь только при наличии высшего образования. В итоге можно наблюдать снижение уровня контактов между предприятиями и вузами, и в то же время – стремление различных групп населения, особенно молодежи, к получению заветного диплома. К сожалению, логика развития высшей школы очень слабо увязана с народнохозяйственным спросом на те или иные профессии, поскольку вузы ориентированы не на этот спрос, а скорее, на моду, порожденную общественным сознанием.
Напрямую данная проблема коснулась и дополнительного профессионального образования. В силу того, что основными плательщиками и фигурантами и здесь опять-таки выступают физические лица, народнохозяйственный аспект потребности в рабочих кадрах учитывается слабо. Ситуация усугубляется еще и тем, что сейчас котируется не любое высшее образование, а лишь то, которое может пригодиться в рамках предпринимательской деятельности: экономисты, юристы, менеджеры… Часто молодые люди получают на бюджетной основе педагогическое или инженерное образование, заведомо зная, что не будут работать по специальности, а получат потом второе “модное” высшее образование. В итоге вхолостую тратится значительная часть бюджетных средств, а структура дополнительного профессионального образования слабо увязана с реальной потребностью в тех или иных специалистах.
Есть ли выход из данной ситуации? Безусловно, есть. Нужно прежде всего наладить деловые контакты между вузами и предприятиями, когда подготовка специалистов ведется на основе прямых заказов предприятий и финансируется непосредственно ими. К счастью, такие примеры есть, и их становится все больше и больше.
Прежде всего хотелось бы упомянуть о складывающемся опыте взаимодействия Института управления Набережных Челнов и ОАО “КамАЗ”. Институт, основываясь на договоре, готовит кадры под прямые задачи автогиганта. При этом согласуются и программы такой подготовки. Учебная деятельность вуза, что очень важно, сопровождается серьезной консалтинговой работой, позволяющей скорректировать и уточнить квалификационные требования к персоналу, а значит, уточнить и сами рабочие программы.
Можно привести и другие примеры. Потребности Набережных Челнов, да и других городов и районов республики в переподготовке кадров удовлетворяет и Камский политехнический институт, готовя специалистов для автотранспортных предприятий, к тому же на базе Минтранса обучаются предприниматели сферы автоперевозок. Помимо этого, проводятся курсы повышения квалификации для сотрудников ГИБДД.
Региональный институт передовых технологий и бизнеса полностью ориентирован на ОАО “КамАЗ”. Здесь готовят специалистов среднего звена: техников, технологов, наладчиков ЧПУ.
В этой связи нельзя не упомянуть и о ТИСБИ, в концепцию развития которого входят такие направления, как создание маркетинга образовательных услуг, укрепление кадрового потенциала и многие другие. В институте развито профильное обучение, курсы молодого бизнесмена, курсы повышения квалификации бухгалтера и курсы повышения квалификации “Основы предпринимательской деятельности”.
Сергей ДЫРИН.
Ректор Института управления.
Набережные Челны.