Девяностые годы в нашей стране были ознаменованы большими переменами, в том числе в системе высшего образования, связанными с его резкой коммерциализацией. Как грибы после дождя, стали появляться различные коммерческие учебные заведения – уже в 1994 году их в Набережных Челнах насчитывалось до трех десятков. Однако качество обучения в таких вузах, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Многие институты-однодневки работали без лицензий, штаты формировались из бывших школьных учителей, дипломы часто были липовыми… Кого здесь готовили – об этом можно и не спрашивать! Такие выпускники были просто не востребованы, хотя предприятия, банки, организации города нуждались в хороших специалистах.
Филиал КГУ
Идея создать в Набережных Челнах классическую высшую школу витала давно – челнинцы помнят лозунг тех лет: “Город должен стать университетским!” К счастью, нашлись энтузиасты – начальник городского управления образования Раис Шайхелисламов (ныне директор филиала КГУ) и преподаватель Камского государственного политехнического института (КамПИ) Анатолий Макаров (ныне заместитель директора филиала КГУ), сумевшие претворить идею в жизнь.
На первом этапе, заручившись поддержкой руководства экономического факультета КГУ, открыли в Челнах филиал Высшей школы управления и бизнеса, на базе которого позже и был создан филиал КГУ. Сколько времени и нервов отняли лицензирование, утверждение учебных планов, всевозможные согласования, аттестация и подбор преподавателей, составления учебного расписания! И, конечно, масса хозяйственных дел, связанных с реконструкцией и ремонтом помещений, выделенных администрацией города под новое учебное заведение.
Начало 1996 учебного года прошло в жесткой конкуренции с коммерческими вузами, которые делали все, чтобы отвратить абитуриентов от филиала и всеми правдами и неправдами затащить их к себе. Был трудный этап становления. Когда нужно было доказать, что новый вуз не просто занесло в Челны ветром перемен, что филиал – не временное явление, он пришел навсегда – возрождать традиции классического высшего образования. Сегодня в этом уже не сомневается никто.
Трудно представить, как за такое короткое время была создана прочная материально-техническая база, развита инфра-структура высшего учебного заведения. А ведь в 1995 году на месте основного корпуса филиала располагался типовой детский сад на 140 мест, который был передан на баланс филиала и из которого всего за несколько месяцев сделали вполне приспособленное для учебы помещение. Уже тогда было ясно, что этот корпус – лишь стартовая площадка, все остальное нужно будет достраивать.
Были запланированы три очереди строительства. Первый пусковой комплекс – спортзал – был запущен в эксплуатацию в апреле 2001 года. Это не простой спортзал, а целый дворец площадью около 650 квадратных метров. Здесь есть также административные помещения, комнаты для преподавателей, медицинский кабинет, душевые. Параллельно велась реконструкция дополнительных помещений. Это один блок в школе №18 (там теперь базируются экономический факультет и факультет прикладной математики и информационных технологий) и часть здания детского сада в 41-м комплексе (сюда переехал факультет журналистики).
Пуск второй очереди строительства состоялся в прошлом году. Это долгожданные актовый зал (на 490 посадочных мест) и библиотека, которые расположились в трехэтажном пристрое к основному корпусу. В нем и разместились книгохранилище на 150 тысяч томов, читальный зал, абонемент, компьютерный зал на 100 посадочных мест…
Третья очередь предполагает учебно-лабораторный корпус с галереей и расширением нынешней столовой – это новый блок помещений высотой в три-четыре этажа. Здесь будут новые лекционные залы, аудитории, административные, подсобные помещения и мастерские.
Ну, а четвертая очередь остается пока в мечтах руководителей филиала. Это возведение настоящего студенческого городка.
Камский государственный политехнический институт
Известно, как трудно подготовить ученого-специалиста. В США, например, подготовка ученого-доктора обходится в 1 миллион долларов. Поэтому там просто скупают ученых со всего мира.
Руководство КамПИ, понимая всю сложность подготовки научных кадров, разработало и реализует свою комплексную программу “Кадры профессорско-преподавательского состава”. Первое, что было сделано – провели мониторинг интеллектуального потенциала, оценили желание соискателей работать над диссертацией, уровень готовности ее к защите, возможность оказания моральной, консультационной и материальной поддержки. Выяснилось, что до 80 процентов молодых преподавателей желают получить ученую степень кандидата наук, докторами наук стремятся стать меньше – 20 процентов. Но в том и другом случае была запрошена поддержка со стороны администрации вуза.
Институт вместе с Министерством образования РФ провел большую работу по расширению спектра научных специальностей, по которым ведется подготовка в аспирантуре, их лицензированию и аккредитации. Сейчас аспиранты института работают над диссертациями по 12 научным направлениям. По ряду специальностей КамПИ направляет в аспирантуру и докторантуру ведущих вузов страны – МГТУ имени Баумана, МГТУ (Мосстанкин), “Инжеком” (Санкт-Петербург), КГТУ (КАИ), КГТУ (КХТИ) и другие.
Для того чтобы создать соискателям ученых степеней возможность своевременно публиковать результаты своих исследований – а это одно из непременных условий допуска к защите диссертаций, – в институте ежеквартально выпускается рецензируемый онлайновый электронный журнал “Информационные и социально-экономические аспекты создания современных технологий”, межвузовский сборник “Исследование и проектирование технических систем”, социально-экономический альманах “Проблемы общественного самосознания”.
Не секрет, что разного рода расходы – транспортные, консультационные и т.д., которые приходится тратить при защите, скажем, кандидатской диссертации – достигают 25-40 тысяч рублей. Поэтому наличие в институте собственных диссертационных советов существенно снижает расходы соискателей. Но это отнюдь не главное. Наличие диссертационных советов в вузе – свидетельство признанного научного статуса, значительных успехов в исследованиях.
Набережночелнинский государственный педагогический институт
НГПИ статус самостоятельного вуза получил в 1990 году, а был он основан на базе факультетов Елабужского пединститута, располагавшихся с 1980 года в Набережных Челнах. За это время институт превратился в серьезный научный и культурно-просветительный центр Прикамского региона с современной учебно-методической базой и высоким научно-педагогическим потенциалом.
На семи факультетах ведется подготовка студентов по следующим специальностям: педагогика и методика начального образования, дошкольная педагогика и психология, изобразительное искусство, родной язык и литература, математика, география, иностранный язык, педагогика и психология, информатика, социальная педагогика. Послевузовское образование осуществляется в аспирантуре по четырем специальностям: общая педагогика; история педагогики и образования; геоморфология и эволюционная география; теория и методика обучения и воспитания (математика); литература народов Российской Федерации (татарская литература).
В НГПИ сегодня работают около 300 преподавателей, более половины имеют ученые степени и звания. На дневном и заочном отделениях обучаются 4062 студента.
Роман ИВАНОВ.