Специалисты давно забили тревогу, усмотрев в школьных занятиях один из главных факторов, пагубно сказывающихся на здоровье детей. Достаточно сказать, что около 80 процентов школьников страдают теми или иными заболеваниями.
C 1998 года в нашей республике реализуется специальная программа, посвященная сохранению здоровья детей. Минобразования РТ разработало нестандартную методику, с помощью которой определяется, насколько успешно осуществляется оздоровление школьников. Методика эта направлена на то, чтобы выявлять школы, содействующие здоровью бронзового, серебряного и золотого уровня. Надо заметить, что достичь золотого уровня очень непросто – таких учебных заведений в республике всего 14 из 2506. Помимо повышения индекса здоровья и стабилизации некоторых заболеваний, необходимо еще иметь хорошую материально-техническую базу: спортзалы, тренажеры, фитобары, медперсонал… Это может позволить себе далеко не каждая школа, не случайно поэтому золотого уровня добиваются пока в основном элитные гимназии и лицеи, чьи наработки трудно тиражировать.
“Серебряных” школ гораздо больше – их 254, и для достижения этого уровня, как правило, не требуется больших материальных затрат – нужны лишь желание, опыт и новые технологии обучения. Болгарская средняя школа №1 – единственная в Спасском районе, сумевшая добиться серебряного уровня. Думается, ее опыт будет интересен и другим сельским, да и не только сельским, учебным заведениям. Рассказывает директор школы Надежда ИЛЬДАРХАНОВА.
С 1998 года мы изучаем состояние здоровья учащихся нашей школы, создав для этого специальный информационный банк данных. Увы, данные изучения оказались неутешительными – выяснилось, что количество здоровых детей при переходе из класса в класс сокращается. Так, если в 1995 году из 71 первоклассника здоровых было 67, то в 1998-м из того же количества детей – уже 60, а в 2001-м – 51 ученик…
Мы пришли к грустному выводу: школа ухудшает здоровье учащихся, а увеличение учебной нагрузки в старших классах приводит к тому, что лишь 20 процентов наших выпускников остаются здоровыми. В чем причина?
На наш взгляд, дифференциация обучения, усложнение программ, углубленное изучение ряда предметов – с одной стороны, конечно, прогрессивные потребности современного общества, но с другой – это факторы риска для здоровья школьников. Добавим к этому несоблюдение гигиенических норм, нежелание активно заниматься физической культурой, слабое освещение учебных мест, несоответствие размера школьной мебели росту учащихся (как следствие кабинетной системы обучения), однообразное питание в школьной столовой – и мы получим почти весь спектр факторов, губящих здоровье наших детей.
У нас в школе учатся 676 ребят, но назвать здоровыми из них можно лишь 81, или 12 процентов. 250 учащихся страдают хроническими заболеваниями, 85 имеют нарушения зрения, 95 – отклонения опорно-двигательной системы, 315 – кариес.
Вот с какой серьезной проблемой мы столкнулись! Осознавая всю ее серьезность, наш педколлектив не опустил рук, а поставил перед собой высокую цель – создать школу здоровья, добра и радости. Мы убеждены: охране здоровья ребят должны служить не только какие-то специальные мероприятия, соблюдение санитарных норм и т.д., но и вся жизнь школы, характер отношений между преподавателями и учениками, сама атмосфера школы, сам ее дух. Два года у нас ушло на то, чтобы разработать собственную программу “Здоровье”, главное, чтобы она была реальной и конкретной. В настоящее время программа включает в себя следующие основные разделы: медицинский, спортивно-оздоровительный, валеологический, психологический, учебно-методический и профессиональное здоровье учителя.
Мы не гнушались ничьих советов, и после посещения ряда школ Набережных Челнов появилась идея составить отдельно программы для развития ослабленных учащихся 2-4-х классов. Выполняется эта программа так. Например, у нас три вторых класса. Мы всех учащихся делим на три группы: первая состоит из детей с нарушениями опорно-двигательной системы, вторая – с заболеваниями дыхательной системы, третья – это здоровые дети, с которыми учитель обычно занимается на улице. В каждой группе – свой учитель, через каждые семь уроков они меняются. С детьми проводятся дополнительные занятия по фитопрофилактике.
Каждый классный руководитель, составляя учебно-воспитательный план, обязательно делает анализ работы по оздоровлению учащихся, намечает план мероприятий на новый учебный год. Очень важно гигиенически правильно организовать сам педагогический процесс. Учитель должен следить за своевременной сменой статического напряжения при письме – речь о физкультпаузах, физических упражнениях для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, активный отдых на переменах, утренняя зарядка в 1-6-х классах. Смена различных видов учебной деятельности школьников, ее активация, умелое использование наглядных средств с учетом требований гигиены – все это способствует положительным эмоциям. А положительные эмоции, как известно, облегчают усвоение материала, что, в свою очередь, уменьшает утомление, стимулирует нервную деятельность ребенка, улучшает психологический климат в классе.
И еще важный момент. У ребенка должен быть выработан автоматизм в привычке правильно сидеть. Как этого добиться? Учитель не должен делать общие замечания типа: “Сядьте ровно, сядьте правильно!” Наши преподаватели обычно говорят так: “Проверьте, правильно ли у вас положение ног, правильно ли расстояние от глаз до тетради, расстояние между грудной клеткой и партой, где у вас находятся локти…” и т.д.
Здоровый интерес к учебе – отсюда интерес и к здоровой жизни – должен начинаться уже с порога школы, с окружающей ребенка школьной обстановки. Поэтому мы стали придавать особое значение эстетическому оформлению рекреаций, актового зала, классных комнат, библиотеки, столовой. Значительная часть жизни школьника проходит в классных комнатах – учителя вместе с родителями постарались сделать их уютными, “своими”. Обои, занавески, цветы на подоконнике – все напоминает о доме. В такой класс приятно идти на уроки, в нем учителя и ученики чувствуют себя комфортно. Ничто не должно мешать проникновению в комнаты естественного света – свет создает хороший, радостный настрой. В нашей школе во всех кабинетах короткие тюлевые занавески, которые не мешают проникновению световых лучей. Уровень запыленности – еще один важный показатель, влияющий на здоровье детей. В интересах здоровья детей мы ввели в практику каждое утро проверять их внешний вид и наличие второй обуви.
Говоря о физическом здоровье детей, нельзя забывать о психологическом климате в учебных коллективах. Наш педколлектив работает над проблемой “Изучение личности школьника, его психологии, индивидуальных, возрастных особенностей – как один из резервов повышения качества учебно-воспитательного процесса”. Учет психологических особенностей ребят и милосердное отношение к ним становятся нормой.
В последнее время много говорят и пишут о необходимости сохранения здоровья школьников. Для этого немало и делается. Но как-то забывают, что учитель тоже находится в зоне постоянного риска, являясь представителем стрессогенной профессии. Однако престижность здоровья у самих учителей остается низкой, и это прямо отражается на качестве учебно-воспитательного процесса. Так, если в 1997/98 учебном году преподавателями было пропущено 117 дней по болезни, в следующем – 163 дня, то в 2001/02 году болеть стали в два раза чаще.
Здоровье учителя – это отдельная большая тема. Здесь же только заметим: в нашей школе учителя сами для себя создали спортивный клуб БОС – бегом от стресса. В нем около 10 активистов, надеемся, что их будет больше.
Подготовил