Педуниверситет остается верен своим традициям

В Казанском государственном педагогическом университете новый ректор – Зямиль Газизович Нигматов.

Автор статьи: Рафаэль МИРГАЗИЗОВ

В Казанском государственном педагогическом университете новый ректор – Зямиль Газизович Нигматов. Как мы сообщали, профессор Нигматов был выбран на альтернативной основе, после чего утвержден в новой должности приказом министра образования РФ.


З.Г.НигматовПо традиции мы знакомим читателей с новым руководителем, возглавившим один из старейших вузов республики. Родился Зямиль Нигматов в поселке Урал Ютазинского района Татарской АССР. Школу окончил в Бугульме. Затем три года служил в ВВС Тихоокеанского флота во Владивостоке. По окончании Казанского государственного педагогического института работал сельским учителем, завучем, директором школы. В 1972 году переехал в Казань. Три года преподавал математику на английском языке в Сомали, для чего окончил специальные 10-месячные курсы по линии ЮНЕСКО в МГПИ имени В.И.Ленина. В 1980 году защитил кандидатскую диссертацию, с 1986 по 1989 год был ректором Елабужского пединститута. В 1990 году стал доктором педагогических наук и был назначен проректором КГПИ.


С 19 декабря 2002 года исполнял обязанности ректора, а с 15 февраля 2003 года утвержден ректором КГПУ.


– Зямиль Газизович, традиционно педуниверситет уделяет большое внимание воспитанию будущих учителей, а не только стремится дать им хорошее образование. Это как бы визитная карточка вуза. Вы будете поддерживать эти традиции или намерены расставить акценты по-другому?


– Поскольку я доктор педагогических наук и заведующий кафедрой педагогики, мне сам Бог велел заниматься воспитанием студентов. Еще будучи проректором по учебно-воспитательной работе, я со своими коллегами разрабатывал соответствующие планы и концепцию воспитательного процесса в нашем университете. В 1999 году была подготовлена специальная брошюра “Воспитательная работа в педвузе”. Поэтому я буду не только поддерживать это направление, но и усиливать его.


Воспитательная работа складывается из двух составляющих. Во-первых, это сам учебный процесс – наши преподаватели стараются давать не просто знания, но выстраивают занятие таким образом, чтобы максимально использовать воспитательный эффект, содержащийся в тех дисциплинах, которые они преподают. Вторая составляющая – это специально организованная внеаудиторная работа. Это и студенческие педотряды – наши ребята работают в детских домах Казани и Лаишева. Это и активное участие в художественной самодеятельности. Это и студенческое самоуправление, которое будет укрепляться и всячески нами поддерживаться.


– Как известно, педуниверситет главный акцент делает на подготовку сельских учителей. Но, насколько я знаю, во многих районах избыток педагогов, и молодые специалисты просто не могут попасть на работу в школу. К тому же ухудшается демографическая ситуация и грядет закрытие малокомплектных школ. То есть потребность в сельских учителях может быть резко сокращена, тогда как в крупных городах дефицит квалифицированных педагогов. Вы задумывались над этой проблемой?


– Проблема, конечно, есть. Поэтому мы до сих пор сохранили такой “анахронизм”, как распределение выпускников. Ежегодно перед очередным выпуском мы приглашаем начальника отдела кадров или заместителя министра образования РТ. Создается специальная комиссия, которая направляет наших выпускников на работу именно туда, где в них есть нужда.


– Но это распределение не может быть обязательным…


– Нет, конечно, – обязательной трехлетней отработки, как это было раньше, никто сегодня не требует. Мы просто предлагаем выпускнику несколько возможных вариантов устройства в школе, и он сам выбирает, какой ему больше подходит. Что касается сельских школ, то, действительно, где-то педкадрами они укомплектованы полностью, а где-то их не хватает. Все зависит от предмета…


– Да, во многих сельских школах нет учителей иностранных языков.


– В основном английского. Знаете, почему? Раньше было несколько специализированных английских школ, в основном в Казани, – 122-я, 39-я, 18-я… А в остальных изучению английского, начиная со средней школы, отводилось где два, где четыре часа в неделю. В последнее время ситуация резко изменилась. Многие школы, объявив себя гимназиями и лицеями, взялись обучать английскому языку со второго и даже с первого класса. Хотя они к этому не готовы. Да, мы пытаемся отреагировать на возросшую потребность в учителях английского языка, но ежегодно можем дополнительно готовить 15-20 человек (а всего выпускаем более 250 преподавателей иностранных языков). Этого, конечно, мало.


Здесь есть еще один момент. Наши выпускники, особенно ребята, устраиваются на работу переводчиками в различные частные акционерные структуры, связанные с зарубежными фирмами, где зарплата в 2-3 раза выше, чем в школе.


– Не секрет, что учительский труд из-за низкой зарплаты считается сегодня малопрестижным. И в педвуз молодежь приходит, нередко не сумев поступить в другой институт, для того, чтобы получить хоть какой-то диплом. В школу они потом, естественно, не идут. Отслеживаете ли вы судьбу своих выпускников?


– Да, мы стараемся это делать. Мы помогаем найти им работу, но стопроцентного трудоустройства, конечно, нет. Раньше до 70-80 процентов наших девушек шли работать в школу, сейчас – 50-60, а ребят – еще меньше. Но не всегда пед-университет проигрывает конкуренцию с техническими вузами. Были годы, когда КАИ и другие институты не выполняли планы приема.


– Вот вы сказали о нехватке учителей английского языка. Но если говорить о долгосрочных прогнозах, то ожидается их переизбыток и недостаток переводчиков восточных языков, скажем, японского, арабского, китайского…


– Мы уже в 1991 году открыли на факультете иностранных языков восточное отделение, а со следующего года начали обучение китайскому и арабскому языкам. Позже начали обучать хинди, фарси. В этом году состоится первый выпуск отделения японского языка. В настоящее время у нас изучается 10 иностранных языков – 5 европейских и 5 восточных – арабский, китайский, турецкий, фарси и японский. Были, конечно, и скептики, дескать, зачем это надо, ведь в школах их все равно не изучают. В современном мире пять самых распространенных языков – арабский, китайский, английский, испанский и русский. Все они у нас изучаются, надо ли говорить, как это важно в наше время, когда границы между государствами открываются.


Наши выпускники уже сами преподают восточные языки в некоторых школах Казани: китайский, например, – в 18-й, арабский – в 19-й и 139-й (помимо этого в медресе тоже работают наши ребята), турецкий – во всех татаро-турецких гимназиях. Для глубокого овладения арабским языком мы направляем наших студентов в Египет на 6-8-месячные курсы. Ежегодно по 2 человека проходят языковую стажировку и в Китае. В наших планах – расширение восточного отделения.


– Не могу не затронуть вопрос, который беспокоит всех: коррупция в вузах. Известно, что у вас были проверки КРУ. Это касается не только вашего вуза, к сожалению, становится весьма распространенным явлением продажа дипломов, поступление в вуз и сдача экзаменов за взятку… Как с этим бороться?


– КРУ у нас и сейчас работает. Но могу со всей ответственностью заявить: продажа дипломов в нашем вузе – это нонсенс. Говорят, дипломами торгуют даже в московском метро. Может быть. Но как можно организовать такой процесс – для меня непонятно. Ежегодно Мин-образования РФ присылает нам ровно столько дипломов, сколько ожидается у нас выпускников.


Что касается взяток во время вступительных экзаменов – это муссировалось в некоторых СМИ. Но лично мне ни об одном таком случае неизвестно. Да, был один случай на естественно-географическом факультете, но не на вступительных экзаменах, а во время сессии. Но этот преподаватель у нас больше не работает.


У нас не простой вуз, а педагогический. Представляете, как это может отразиться на наших студентах, будущих учителях! Поэтому мы делаем все, чтобы на корню пресечь подобные явления. Во время вступительных экзаменов в приемные комиссии отбираются и будут отбираться только проверенные люди, с которыми много лет работаешь вместе и полностью доверяешь. Нельзя также поощрять тех преподавателей, которые по нескольку раз приглашают студентов на пересдачу экзаменов. Имеются в виду те преподаватели, которые ждут за это от администрации вуза дополнительного материального вознаграждения. У нас такой порядок: преподаватель может принимать экзамен у студента лишь дважды, на третий раз, чтобы избежать предвзятого отношения со стороны экзаменатора, создается специальная комиссия.


– И последний вопрос, Зямиль Газизович. Приказом министра образования РФ вы утверждены в должности ректора КГПУ сроком на год и восемь месяцев – до вашего 65-летия. Они пройдут быстро, а что потом? Новые выборы?


– Совсем необязательно. В соответствии с законодательством по ходатайству ученого совета учредитель (в данном случае Минобразования РФ) может продлить срок полномочий ректора до достижения им 70-летнего возраста.


Интервью взял

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще