Школа – не театр, но каждый урок должен быть премьерой

Никогда еще не было так трудно работать учителем, как сегодня, никогда еще жизнь не ставила перед ним столь важных и сложных задач, не предъявляла столь высоких требований к общей культуре и специальным знаниям.

Никогда еще не было так трудно работать учителем, как сегодня, никогда еще жизнь не ставила перед ним столь важных и сложных задач, не предъявляла столь высоких требований к общей культуре и специальным знаниям. Никогда еще жизнь с такой беспощадностью не наказывала тех, у кого нет постоянной потребности к самообразованию и стремления все время двигаться вперед.


Некоторые далекие от школы люди склонны упрощать нашу работу. “Подумаешь, – говорят они, – что тут сложного – провести урок! Тем более опытному учителю, который не один год преподает свой предмет и знает его назубок”. А между тем это не так. Чтобы почувствовать, в каком напряжении проходит каждая трудовая 45-минутка, нужно самому побывать в роли учителя.


Школа – не театр, а учитель – не артист, но, не желая никого обидеть, хочу сказать, что работа педагога труднее актерской. Каждое сравнение, конечно, хромает, но давайте попытаемся разобраться. Актеру не нужно придумывать текст своей роли, это делает драматург. Учитель же сценарий собственного урока пишет сам. Актер, прежде чем выйти на сцену, долго репетирует с режиссером, учитель – сам себе режиссер, и каждый урок – премьера. К тому же он всегда исполняет главную роль, что накладывает большую ответственность. Добавим, что он еще рабочий сцены, обеспечивающий свой спектакль техническими средствами, он же – главный блюститель порядка…


Учитель, идущий на урок, должен уметь очень многое: передавать знания и возбуждать к ним интерес, быстро ориентироваться в самых неожиданных ситуациях, прекрасно владеть чувством времени, иметь организаторские способности, отличаться целеустремленностью и энергией, выдержкой и терпением, быть снисходительным и чутким, справедливым и увлеченным, изобретательным и остроумным. Учитель может гневаться и радоваться, печалиться и обижаться, но не переступать грань, за которой начинаются раздражительность, капризность, мстительность, несправедливость.


А когда учитель – еще и классный руководитель, он превращается в многодетного родителя, ибо класс – его семья, а ученики – его дети. Он должен знать, в каких условиях они живут, что любят и не любят, как у них складываются отношения с другими членами семьи. Классный руководитель – это универсал, он должен знать и уметь делать все то, что знают и умеют его дети. Ученые как-то подсчитали, что школьному учителю приходится выполнять 258 видов работ, но он самый бескорыстный человек, его труд невозможно точно учесть и измерить.


А между тем труд учителя у нас оценивается унизительно низко. Материальных стимулов, считай, никаких, только моральные – честь, высокая сознательность, жертвенность. Учитель болеет за страну, за молодежь, которой сегодня тоже очень трудно, учитель берет на себя ответственность за формирование человека, за его будущее. И здесь уместно напомнить, что по этому поводу говорил первый нарком просвещения А.В.Луначарский: “Если золотых дел мастер испортит золото, золото можно перелить. Если портятся драгоценные камни, они идут в брак, но самый большой брильянт не может быть оценен в наших глазах дороже, чем родившийся человек. Порча человека есть или огромное преступление, или огромная без вины вина, над этим материалом нужно работать четко, заранее определивши, что ты хочешь сделать из него”.


Быть учителем в XXI веке стало намного сложнее. Если раньше вузовского багажа хватало школьному преподавателю на десяток и более лет, то теперь знания обновляются очень быстро, и нужно постоянно учиться самому. В наше время важно не столько наполнять головы учеников готовыми знаниями, сколько учить их добывать самостоятельно. Если педагог призывает к познанию, а сам плохо ориентируется даже в собственном предмете, – это никуда не годится.


Случайные люди, пришедшие в школу в поисках непыльной работы, снизили престижность нашей профессии. Сегодня редко кто из родителей готовит своего ребенка к поступлению в педагогический вуз. Все мечтают попасть в бизнесмены, экономисты, бухгалтеры, на худой конец, в продавцы. Многие потом открыто смеются в лицо своим бывшим учителям, сравнивая свои доходы с жалкой зарплатой последних.


Как ни странно, во многом в дискредитации роли учителя в обществе повинны телевидение и пресса. Хочу напомнить про некоторые рекламные ролики, в которых учителя изображены глупыми, мстительными и злыми созданиями. Из школы идет естественный отсев, случайные люди уходят, остаются настоящие профессионалы и патриоты своего дела. Их-то и должно поддержать государство достойной зарплатой, жильем, уважительным отношением к их благородному труду. Как-то по телевидению министр образования России Владимир Филиппов, выступая в одной популярной телепередаче, говорил о предстоящей модернизации школы. И на вопрос, к чему это приведет: к улучшению или к ухудшению положения учителя – большинство присутствовавших на телестудии выбрало второй вариант ответа.


Любая школьная реформа обречена на провал, если не поднять престиж учительского труда.


Нина КЛОЧКОВА.
Учитель-пенсионер.


с.Русский Акташ Альметьевского района.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще