“Полиция качества” придет в вузы

На декабрьской встрече с ректорами российских вузов Президент В.

На декабрьской встрече с ректорами российских вузов Президент В.Путин высказался по поводу платного образования. С одной стороны, по мнению Президента, то, что количество студентов в платных вузах растет, неплохо. С другой – его не устраивает качество образования, полученного в негосударственных вузах. “Это обман населения и государства”, – заявил Президент.


Поскольку высказывания главы государства у нас воспринимаются как руководство к действию, по всей вероятности, уже в ближайшее время в Министерстве образования заработает новый контрольный орган, своего рода полиция качества высшего образования. О необходимости создания структуры, которая будет следить за тем, как высшие учебные заведения соблюдают образовательные стандарты, министр образования Владимир Филиппов говорил еще год назад. Теперь час пробил.


Спору нет, контролировать негосударственные вузы необходимо. Прежде всего для того, чтобы понять, что происходит сегодня на рынке образовательных услуг. Мы видим, что вузов, которые обещают выдать самые модные сегодня дипломы юристов и менеджеров, множество. Вопрос в том, действительно ли там будут учить экономике и юриспруденции или “обучение” на деле сведется фактически к покупке диплома. К тому же диплом этот может оказаться просто красивой бумажкой, не дающей выпускнику никаких прав и ничего не значащей на рынке труда.


Проблема заключается прежде всего в нашей правовой безграмотности: абитуриенты и их родители далеко не всегда способны понять разницу между лицензией и аккредитацией. Между тем наличие у вуза лицензии на осуществление образовательной деятельности вовсе не означает, что учебное заведение имеет право выдавать дипломы государственного образца. Лицензия на образовательную деятельность, по существующим законам, выдается любому, кто нашел пригодное для занятий помещение и составил штатное расписание. Учебные программы и педагогические методики при решении вопроса о выдаче лицензии не исследуются. Поэтому ни о содержании образования в таких вузах, ни об уровне квалификации выпускников никто ничего не знает.


Впрочем, наличие государственной аккредитации тоже не гарантия. На сегодняшний день процедура ее получения такова. После первого выпуска вуз, функционирующий более трех лет, обращается за аккредитацией в Министерство образования. Оттуда в учебное заведение направляется аттестационная комиссия, работу которой, по действующим правилам, оплачивает вуз. Членов комиссии, на совершенно законных основаниях, можно поселить в лучшей гостинице, кормить в лучших ресторанах и развлекать по полной программе. Аккредитация того стоит, поскольку выдается на пять лет, и все это время вуз может не только учить за деньги, но и давать студентам мужского пола отсрочку от армии. А вот министерская статистика: все, кто когда-либо обращался за аккредитацией, ее получили.


Впрочем, у Министерства образования немало претензий и к государственным вузам. Сегодня только ленивые не открыли у себя экономические факультеты, а многие – еще и юридические, хотя далеко не у всех есть даже преподаватели, которые могут вести весь комплекс дисциплин, необходимых, чтобы выпускать квалифицированных специалистов. Но все-таки в свете высказывания Президента главными “подозреваемыми” остаются негосударственные вузы.


Хотя халтурщиков и обычных мошенников на рынке образовательных услуг хватает, у многих коммерческих вузов есть неоспоримые достоинства. Именно они внедряют новые методики. Если вуз на самом деле озабочен тем, чтобы дать студентам качественное образование, к работе привлекают действительно сильных преподавателей, в том числе из государственных учебных заведений. У коммерческого вуза есть возможность достойно платить за прочитанные лекции и проведенные семинары. Там охотно берут академическую нагрузку и сотрудники НИИ, находящихся сегодня не в лучшей финансовой ситуации.


Сегодня негосударственные вузы открывают свои филиалы в регионах. Их вклад в жизнь российской глубинки огромен. Во-первых, в филиалах обычно создается такая компьютерная база, о которой многие наши регионы в другом случае не могли бы и мечтать. Во-вторых, компьютеризация позволяет обучать студентов дистанционно, привлекая к этому процессу лучших столичных преподавателей. Впрочем, негосударственные вузы используют и другие современные технологии. Так, Современный гуманитарный университет транслирует лекции на всю страну через спутник или записывает их на видео. В-третьих, ребята, получившие образование не уезжая из дома, часто остаются работать в родном городе. Как мы знаем, те, кто уезжает учиться в крупные города, назад обычно не возвращается.


Но раз Президента не устраивает качество высшего образования в стране, без показательной порки дело, скорее всего, не обойдется. Теперь, говорят, работа полиции качества будет финансироваться из бюджета. Более того, проверяющим запретят даже кофе пить в учебном заведении, которое они инспектируют. Другие аспекты их работы непонятны. Как именно эксперты будут проверять уровень подготовки студентов? С помощью тестов, которые министерство в последнее время так полюбило? И какая будет установлена планка? Должны ли, например, все вузы, готовящие менеджеров, ориентироваться на экономический факультет МГУ?


Ясно, что если не будут выработаны четкие критерии и правила, дело обернется взяточничеством в особо крупных размерах. Проверяющих будут просто покупать.


Наверное, власти могли бы для контроля за качеством высшего образования выбрать какие-то методы помимо полицейских. Теоретически. Потому что на практике пользоваться другими методами они еще не научились.


Н.ХМЕЛИК.
ИА “Регион-Блицинформ” – для “РТ”

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще