Образование дорожает

Образование в России с начала 2002 года подорожало на 9,8 процента, а на услуги дошкольного воспитания – на 23,3 процента – об этом сообщил недавно Госкомстат РФ.

Образование в России с начала 2002 года подорожало на 9,8 процента, а на услуги дошкольного воспитания – на 23,3 процента – об этом сообщил недавно Госкомстат РФ. По сравнению же с июлем 2001 года цены на образовательные услуги в июле 2002 года стали выше на 23,4 процента, а на услуги дошкольного воспитания – на 34,1 процента. Между прочим, рост цен на образование сейчас почти вдвое, а по некоторым видам – и втрое опережает инфляцию. Образование дорожает быстрее, чем, к примеру, энергоносители, овощи-фрукты, мясо, молоко – все то, что мы традиционно считаем вещами и продуктами первой необходимости. И это уже феномен, требующий осмысления.


Похоже, население в массовом порядке начинает осознавать, что вложение средств в собственное образование и повышение квалификации сейчас выгоднее, чем размещение их в банках, приобретение недвижимости и т.п. Этот вывод подтверждается и тем, что среди всех образовательных услуг населению наибольший рост цен пришелся в этом году на обучение в государственных вузах.


В некоторых регионах России все эти тенденции проявляются еще более ярко. Так, по данным Госкомитета по статистике Чувашии, цены на услуги образования выросли в республике за год в среднем на 42,5 процента. Здесь самый большой прирост дали учреждения среднего и среднего специального образования (частные школы, платные специальности в техникумах и колледжах). За год цены на их услуги подскочили в среднем на 71 процент. Расценки в чебоксарских частных школах выросли на 105,9 процента – за год обучения родители платят более 14 тысяч рублей. У техникумов и колледжей рост цен составил 25,2 процента. В вузах стоимость обучения увеличилась на четверть. Но и здесь наблюдается та же любопытная тенденция, что и по всей стране: если в государственных вузах плата повысилась в среднем на 30,3 процента, то в негосударственных – только на 16,7 процента. Это легко понять: уж если учиться за деньги, так в государственном вузе с нормальной учебной базой, собственным помещением и сложившейся научной школой, полагает большинство абитуриентов.


В пермских вузах с нового учебного года также повышена плата за обучение на “коммерческих” специальностях. Причем, как сообщили в Пермском государственном университете, о планомерном повышении цен все студенты и абитуриенты предупреждаются заранее, еще при заключении договоров на обучение. Ведь плата за обучение в последнее время повышается практически перед каждым учебным годом. К примеру, в этом году в госуниверситете цена на обучение повысилась на 15 процентов и составляет на разных специальностях от 24 до 50 тысяч рублей в год. Цены на обучение повысились практически во всех вузах Перми. Самой “дорогой” специальностью оказалась юриспруденция в классическом университете (50 тысяч рублей), самой “дешевой” – агрономия в сельскохозяйственной академии (11 тысяч рублей).


Растут цены и на учебные пособия – в целом по России с начала 2002 года они стали дороже на 13,7 процента. А, к примеру, в Свердловской области школьные учебники подорожали в 2002 году на 20 процентов, их средняя стоимость составила примерно 56 рублей. Но повышение стоимости школьных учебников вызвано не только возросшей тягой населения к знаниям, но и “хозяйской сметкой” государства, решившего на этой тяге слегка подзаработать. Ведь по новому Налоговому кодексу с учебников теперь взимается 10-процентный НДС. Растут и затраты на их доставку в связи с повышением цен на бензин. Самые дешевые учебные пособия поставляет сейчас издательство “Просвещение” – на дешевой бумаге, нередко лишь с черно-белыми иллюстрациями. Стоит такой учебник 45-50 рублей. Самые дорогие учебники в этом сезоне стоят 80-90 рублей. Особенно дороги красочные учебные издания для начальной школы.


Вообще на подготовку ребенка в школу российские родители потратили в этом году около трех тысяч рублей (причем чем старше ребенок, тем дороже его “экипировать”). Это только сумма, оставленная непосредственно на школьном базаре – без учета официальных и неофициальных поборов в самом учебном заведении.


Но, хотя денег и жалко, нельзя не признать, что рост цен на образование в большей мере положительная тенденция, чем огорчительная. По крайней мере, для экономики в целом. Значит, люди в массе своей надеются трудоустроиться по специальностям, требующим высокой квалификации, и верят, что им на этой работе будут хорошо платить, – иначе зачем тратить деньги на учебу? А “народный прогноз” в экономике всегда почему-то оказывается самым верным.


Н.ШИРОКОВА.
Зам. главного редактора журнала “Университет и школа”.


ИА “Регион-Блицинформ” – для “РТ”

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще