В нынешнем учебном году в двадцати четырех школах Альметьевска сели за парты более 22 тысяч учащихся, из них тысяча – в средней школе № 10. В ней в канун нового учебного года побывал наш корреспондент Валерий Ильин.
Школа эта располагается на улице с замечательным литературным названием – Лермонтова. Внимание сразу привлекли оригинальные решетки новенького забора, окружавшего всю территорию. Здание школы было классическим советским, постройки пятидесятых годов. Такие, с изображением неких символов образования на фронтоне, и по сей день можно найти в любом уголке бывшего СССР. Но рядом с этой “классикой”, как бы прикрывая дом-ветеран с различных сторон, высились современные здания из добротного кирпича. “То ли это предприятия, то ли офисы фирм?” – гадал я, ожидая встречи с Г.Г.Мингазовой, директором школы. Но она объяснила, что все эти здания и составляют школу: учебно-спортивный комплекс плюс новая котельная. А в них чего только нет – четыре лингафонных кабинета, два компьютерных класса, актовый зал, мастерские для мальчиков и кабинет кулинарии для девочек. Кабинеты физики и химии с новейшим оборудованием, швейный цех, хореографический зал…
И спортивный комплекс впечатляет: спортзал дополняет тренажерный зал, есть и сауна с бассейном. Сейчас идет строительство второго, побольше. Все здесь просто замечательно продумано и спланировано. Холлы и коридоры украшают вазы с замысловатыми растениями, на стенах – картины и литографии. А Гульсум Гумеровна вела меня в очередной класс-кабинет и сыпала названиями известных фирм, поставщиков оборудования и приборов…
Но я и так был потрясен увиденным – вспоминалась собственная пятиэтажная школа-“хрущевка”. Учился же я, между прочим, в столице нашей Родины… А здесь, в Альметьевске, мне объясняют, что на полу в спортзале специальное покрытие, едва ли не первое в Татарстане – сверхбезопасное! Мы-то гоняли в футбол и баскетбол по обычным доскам…
Конечно, сами собой напрашивались вопросы: сколько стоит это великолепие, откуда средства? Тем более, все мы не понаслышке знаем о весьма непростом положении в отечественном образовании – и денег ему не дают, и кадры разбегаются. А тут тебе показывают современные швейные машинки фирмы “Тошиба”, на которых обучают мастерству швеи будущих жен и матерей!
Ответ директора можно уложить в несколько слов: все построено и закуплено на деньги компании “Татнефть”. Впрочем, этот процесс связан с несколькими событиями, о которых мне и поведала Гульсум Гумеровна.
– С генеральным директором “Татнефти” Ш.Ф.Тахаутдиновым мы познакомились в период его предвыборной кампании, – вспоминает директор. – Учителя пригласили к себе кандидата в депутаты Госсовета, пришли и родители – и получился откровенный разговор о школе. Точнее, о тех проблемах, которые мы сами решить просто не в силах. Шафагат Фахразович внимательно слушал все наказы избирателей, а затем сказал: “Что ж, для начала мы вам построим новый спортзал”. Тут один из родителей бросил реплику – мол, все вы только обещаете перед выборами, а потом и спросить не с кого! Тахаутдинов мгновенно отреагировал: “Запомните сегодняшнее число – год спустя спортзал будет!” И что вы думаете – так и произошло…
По словам Гульсум Гумеровны, после этого собрания у школы появился новый шеф – “Ямашнефть”, одно из нефтегазодобывающих управлений “Татнефти”. И руководитель этого управления В.В.Смыков лично контролировал все вопросы, связанные с реконструкцией школы, строительством объектов, приобретением всего необходимого.
– Когда семь лет назад я стала директором, – говорит
г.г.Мингазова, – то столкнулась с постоянной нехваткой денег для нужд школы. Пришлось, как это делали и коллеги, искать спонсоров, то есть ходить по богатым людям и буквально выпрашивать средства. Это было унизительно, а некоторые и вели себя хамовато. Общаясь же с руководством “Татнефти” и “Ямашнефти”, я сразу оказывалась в атмосфере внимательного, чуткого отношения, меня встречали в кабинетах с доброжелательной улыбкой. Что не исключало и очень деловой, конструктивный подход к решению школьных проблем: я оказалась в кругу специалистов, которые сразу предлагали, что надо сделать. Не считали зазорным посоветоваться, выслушать мои замечания или предложения.
Иногда просто раздавался звонок: “Здравствуйте, “Ямашнефть” беспокоит. Мы вот тут мячи футбольные закупили – вам не завезти несколько штук?” А однажды я пожаловалась, что есть проблемы с положенной по программе литературой: книг в библиотеках не хватает на всех учащихся. Тогда “Ямашнефть” закупила по списку все что надо, прямо в московских издательствах. Этим, помню, занимался Александр Михайлович Гофман, заместитель начальника НГДУ “Ямашнефть”. И теперь, наверное, в школе самая укомплектованная детская библиотека города! Похоже, добрых дел для своей подшефной школы “Татнефть” сделала столько, что для одного их перечисления потребуется газетная полоса. Но с другой стороны – ведь никто до этого не давал учителям бесплатные путевки на отдых, не озаботился служебными квартирами для педагогов. К праздникам от своих шефов учителя теперь получают небольшие премии – чем не подспорье при их-то скудных зарплатах?
– Люди очень отзывчивы на любую заботу, – отмечает Гульсум Гумеровна – Учителям материально помогает и администрация Альметьевска, которую возглавляет Ришат Фазлутдинович Абубакиров, в прошлом, кстати, работник “Татнефти”. Помню, он был у нас в гостях и в числе прочего посетил лингафонный кабинет: ученики были в восторге, когда мэр города заговорил с ними по-английски!
И Ш.Ф.Тахаутдинов нашу школу посещает регулярно. Недавно принялся осматривать оборудование и был приятно удивлен, что все “подарки” компании содержатся в образцовом порядке. Пришлось объяснить, что в школе нет охраны и минимальный штат уборщиц: дежурят сами ребята. Признаюсь, не все родители одобряют дополнительную нагрузку на их детей, но, мне кажется, может, поэтому у нас практически нет воровства? И когда школу посетил Президент Татарстана, она ему очень понравилась. Идет Минтимер Шарипович по холлу, остановился, оглянулся вокруг и говорит своим спутникам: “Все школы такими должны быть!” Это для нас очень высокая оценка.
– Но ведь “Татнефть” не может всем помогать? – спрашиваю Гульсум Гумеровну.
– Нет, конечно. Благотворительная деятельность нефтяников, думаю, – не акт некой абстрактной доброты. Компания в середине девяностых годов стала акционерным обществом, ее акции продаются на крупнейших биржах мира, она приросла новыми предприятиями. Почти каждый житель юго-востока республики так или иначе связан с “Татнефтью”. И ее руководство осознает социальную роль компании в развитии региона, заботится о его перспективах. А это в первую очередь – инвестиции в наших детей! Нужно растить нынешнему поколению нефтяников грамотную, профессионально подготовленную смену. Вот “Ямашнефть” в свое время сохранила свой детский сад, а потом на его базе создала прогимназию. Малыши там учатся до четвертого класса, потом переходят в нашу школу. Мы очень серьезно работаем над профессиональной ориентацией учащихся: приглашаем психологов из “Татнефти”, помогаем школьникам освоить рабочие специальности в учебно-курсовом комбинате “Ямашнефти”. А летом ребята стажируются на промыслах компании, получают первую в своей жизни зарплату.
Общество заинтересовано в том, чтобы получить порядочного, работящего гражданина, не наркомана или хулигана. А крупнейшая республиканская корпорация – основа общества в нашем регионе. Оборудуя школу всем, что нужно для подготовки молодежи к “большой” жизни, “Татнефть” предоставляет равные возможности детям из семей с различным достатком. Дети болезненно воспринимают материальные затруднения своих родителей, зато в школе получают доступ к новинкам науки и техники, о которых дома смеют только мечтать. Таким образом, им дается шанс получить специальность, образование, устроить свою будущую жизнь. Наша школа соответствует этим задачам. И в первую очередь благодаря материальной базе, созданной НГДУ “Ямашнефть” акционерного общества “Татнефть”. Искреннее спасибо нефтяникам!
…К столь эмоционально завершенной беседе с Г.Г.Мингазовой добавлю лишь мысль, не дававшую покоя во время посещения школы. Это что же получается: нефтяники глубже и профессиональнее специалистов видят проблемы образования? И решают их не разработкой концепций и циркуляров, а “живыми” деньгами – по большому счету, в ущерб собственной зарплате. Вот уж впрямь права расхожая истина: “Сила государства – в его гражданах”. В тех, что мыслят и действуют по-государственному.